ГЛАВНАЯ  ОБ АВТОРЕ  НОВОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ  КОНТАКТЫ  КАРТА САЙТА  КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ  

Глава 1 Ток в электрической цепи
Электронные блоки управления двигателем автомобиля
Транзисторные системы зажигания
Электронные и микропроцессорные системы зажигания
Выходные каскады с многовыводными катушками зажигания
Выходные каскады с индивидуальным статическим распределением
Выходной каскад с управляемым трансформатором зажигания
Электронные блоки управления системой зажигания двигателя
Электронный блок управления двигателем
Диагностика и поиск неисправностей

 

 

 

Электронный блок управления двигателем

Электронный блок управления двигателем "ЭСАУ-ВАЗ"

электронный блокФункциональная схема системы "ЭСАУ-ВАЗ" показана на рисунке 21. Рисунок 21 Функциональная схема
В функциональном отношении "ЭСАУ-ВАЗ" в сравнении с системой "Mono-Motronic" имеет некоторую специфику. С учетом эксплуатации автомобилей в России на различных марках бензина, система оснащена потенциометрическим октан-корректором 22 (датчик ДОК). Первоначальная установка угла опережения зажигания (V03) реализуется с применением диагностического тестера "ТЕСН1". Установка V03 без прибора невозможна. Датчик-распределитель с механическим приводом от коленчатого вала (КВ) в системе "ЭСАУ-ВАЗ" не применяется. Его функции выполняют два устройства: выходной многоканальный модуль 1 зажигания (ВМЗ) со статическим распределением высокого напряжения по свечам 10 и магнитоэлектрический (индуктивный) датчик 36 (ДКВ) частоты вращения и положения КВ, который срабатывает от ферромагнитного роторного диска 35, установленного на переднем торце 37 вала двигателя.
 

1 — выходной модуль зажигания (BM3); 2— диагностический разъем; 3 — чек-лампа; 4 — реле (РЭВ) электровентилятора охлаждения ДВС; 5 — впускное сопло воздушного фильтра (ВФ); 6 — фильтрующий элемент ВФ; 7 — контроллер (электронный блок управления — ЭБУ); 8 — высоковольтные провода; 9 — центральный впрыскивающий узел (ЦВУ) с центральной форсункой впрыска (ЦФВ) и датчиком (ДТВ) температуры воздуха; 10 — свеча зажигания; 11 — впускной клапан; 12 — шаговый электродвигатель байпасного канала (БК); 13 — регулятор рабочего давления; 14 — сигнал к ЦФВ; 15 — сигнал от ДТВ; 16 — датчик (ДКК) концентрации кислорода; 17 — выпускной коллектор; 18 — впускной коллектор; 19 — электроподогреватель ТВ-смеси; 20 — потенциометрический датчик (ДПД) положения дроссельной заслонки; 21 — тензометрический датчик (ДНД) нагрузки двигателя; 22 — потенциометрический датчик (ДОК) октан-корректора; 23 — реле подогревателя; 24— каталитический газонейтрализатор (КГН); 25 — поршень ДВС; 26 — датчик (ДТД) температуры двигателя; 27 — реле бензонасоса; 28 — ФТОТ; 29 — электробензонасос; 30 — прямая бензомагистраль ; 31 — обратная бензомагистраль; 32 — бензобак (ББ); 33 — датчик (ДСА) скорости автомобиля (на эффекте Холла); 34 — отработавшие газы (к глушителю); 35 — роторный диск датчика (ДКВ) положения и частоты вращения коленчатого вала ДВС; 36 — датчик ДКВ; 37 — торец коленчатого вала ДВС; 38 — выходной вал КПП.

Рисунок 22 Шаговый электродвигатель клапана дополнительной подачи воздуха (байпасного канала)Рисунок 21 Функциональная схема "ЭСАУ-ВАЗ":

Для определения постоянно изменяющейся нагрузки двигателя в системе предусмотрен тензометрический датчик 21 (ДНД), который реагирует на изменение абсолютного давления (на разрежение) в задроссельной зоне впускного коллектора 18. Датчик установлен в подкапотном пространстве на передней панели и соединен вакуумным шлангом со штуцером на дроссельном модуле, а электропроводами — с контроллером (с ЭБУ).
ЭБУ (электронный блок управления). Он представляет собой специализированный микрокомпьютер, обрабатывающий данные, поступающие с датчиков и по определенному алгоритму управляющий исполнительными механизмами.
В системе "ЭСАУ-ВАЗ" прекращение подачи топлива для режимов принудительного холостого хода (ПХХ) и ограничения максимальной частоты вращения двигателя (ОЧВ) реализуются не так, как в системе "Mono-Motronic".
В"Mono-Motronic" используются сигналы от датчика положения дроссельной заслонки и от датчика частоты вращения двигателя. Если частота вращения выше 2100 мин-1, а дроссельная заслонка закрыта, то подача топлива прекращается (на центральную форсунку от ЭБУ не подается электрический импульс управления). То же самое происходит, если частота вращения двигателя становится выше 6500 мин-1 (независимо от положения дроссельной заслонки).
В отечественной системе в этих режимах дополнительно используется датчик 33 (ДСА) скорости движения автомобиля. Этот датчик установлен на коробке (КПП) переключения передач (ВА321044) или на раздаточной коробке (ВАЗ-21214). В датчике скорости использован эффект Холла, магнитная шторка которого установлена на выходном валу 38. Использование датчика скорости в режиме ОЧВ, позволяет ограничить частоту вращения двигателя не всегда, а только на прямой или повышенной передачах в КПП. На пониженных передачах система ограничения оборотов не срабатывает. В режиме ПХХ сигнал от датчика скорости не позволяет выключать подачу топлива при высоких оборотах двигателя, но при низкой скорости движения автомобиля (на пониженных передачах). Это обеспечивает более высокую устойчивость движения автомобиля при торможении и управлении двигателем. В подсистеме стабилизации холостого хода используется клапан дополнительной подачи воздуха (байпасный клапан) с сервоприводом от шагового электродвигателя вместо реверсного двигателя постоянного тока в системе "Mono-Motronic", где он управляет дроссельной заслонкой. Шаговый двигатель (ШД) байпасного канала показан на рис. 16.2. Он не имеет люфта и значительно меньше по размерам. Концевого выключателя в ШД нет и режим холостого хода фиксируется по сигналу датчика положения дроссельной заслонки (поз. 20 на рисунке 21).
Стабилизация холостого хода реализуется путем изменения пропускного сечения 20 байпасного (обводного) канала для подачи дополнительного воздуха 18, минуя диффузор дроссельной заслонки. Сечение безопасного канала увеличивается или уменьшается за счет возвратно-поступательного перемещения в нем запирающего конуса 1 клапана байпасного канала. Запирающий конус перемещается туда или обратно шаговым электродвигателем 6 по импульсным сигналам управления от ЭБУ (от контроллера).
Схема электрических соединений "ЭСАУ-ВАЗ" приведена на рисунке 22 в виде фрагмента общей схемы электрооборудования автомобиля.
В системе "ЭСАУ-ВАЗ" предусмотрено двойное управление электровентилятором системы охлаждения двигателя. Вентилятор может включаться как от обычного электроконтактного термодатчика 110, так и по сигналу СВВ включения вентилятора от ЭБУ, что значительно повышает надежность защиты системы охлаждения от перегрева.
Так как в системе применяется низкоомная (Rq> = 1,5 Ом) центральная форсунка впрыска 96 (ЦФВ), то амплитуда тока управляющего импульса ограничена дополнительным сопротивлением в 1 Ом (сопротивление установлено в ЭБУ).
Остальные функции и компоненты "ЭСАУ-ВАЗ" такие же, как и в системе "Mono-Motronic". В частности, на автомобилях, поставляемых на экспорт, устанавливается экологическая система с датчиком 98 концентрации кислорода (ДКК) и с трехкомпонентным каталитическим газонейтрализатором (КГН на рисунок 1.10).
1 — колпачок толкателя (запирающий конус клапана); 2 — толкатель; 3 — резьбовая муфта толкателя; 4 — винтовой вал шагового двигателя (ШД); 5 — подшипники ШД; 6 — корпус ШД; 7 — магнитопроводы на статоре ШД; 8 — обмотки статора; 9 — южный полюс постоянного магнита ротора; 10 — воздушные полости; 11 — крышка корпуса ШД; 12 — роторный магнитопровод; 13 — электровывод; 14 — изоляционная втулка; 15 — северный полюс ротора; 16 — направляющий цилиндр толкателя; 17 — водило толкателя с пружиной; 18 — дополнительный воздух; 19 — выход безопасного канала (БК); 20 — пропускное сечение БК; 21 — вход БК; 22 — фрагмент корпуса центрального впрыскивающего узла.

Рисунок 22 Шаговый электродвигатель клапана дополнительной подачи воздуха (байпасного канала)

Вернуться в начало

Читать далее


Электронные и микропроцессорные системы зажигания Выходные каскады с многовыводными катушками зажигания Выходные каскады с индивидуальным статическим распределением Выходной каскад с управляемым трансформатором зажигания Электронные блоки управления системой зажигания двигателя Диагностика и поиск неисправностей ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ Управление автотранспортным производством Термины и понятия  Основы системы управления готовностью парка 

 
   

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом