ГЛАВНАЯ  ОБ АВТОРЕ  НОВОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ  КОНТАКТЫ  КАРТА САЙТА  КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ  

Основные тенденции развития конструкций автомобилей
Типы автомобильных кузовов
Системы впрыска топлива
Силовая передача: работоспособность агрегатов
Карбюратор pierburg 1b3
Автоматическая коробка передач (АКП)
Механическая коробка передач
Теория колебания и плавности хода автомобиля
Упругая характеристика подвески
Колеса
Гидравлические амортизаторы
Понятие о повороте автомобиля и принцип действия рулевого управления
Колебания и плавность хода автомобиля
Подсистема тюнинга и дооборудования автомобилей
Свойства и требования к конструкции автомобиля
Обоснование конструкции автомобиля
Анализ и оценка конструкций фрикционных сцеплений
Требования к конструкции автомобиля
Анализ компоновочных схем автомобилей
Типаж автомобилей
Сцепления специальных типов
Привод сцепления
Система зажигания
Тормозной пневмопривод
Приборы тормозного пневмопривода
Cцепление: назначение и типы
Рулевой привод
Впрыск топлива
Теория надежности автомобиля
Количество и качество автомобилей
Конструкция кузова легкового автомобиля
Классификация, система обозначений и развитие автомобильных конструкций
Классификация, механизмы и системы двигателя, основные конструктивные параметры
Общая характеристика и принцип работы системы пуска
Система смазки автомобиля
Начальные сведения об устройстве автомобиля
Планирование деятельности СТОА
Направления развития автомобильных конструкций
Рабочие процессы и характеристики двигателей
Скоростные характеристики двигателей
Эксплуатационные свойства, конструкция и условия эксплуатации автомобиля
Условия эксплуатации автомобиля и регулировочные характеристики двигателей
Силы, действующие на автомобиль при движении, мощность и момент, подводимые к ведущим колесам автомобиля
Потери мощности в трансмиссии. КПД трансмиссии
Конструктивное исполнение современных автомобильных генераторов
Коленчатый вал и маховик
Пусковые качества автомобильных двигателей
Устройства для подачи пусковой жидкости
Надежная передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии
Коэффициент сопротивления качению
Многовальные коробки передач
Эксплуатация аккумуляторных батарей при низких температурах
Виды систем охлаждения и принцип их работы
Кривошипно-шатунный механизм
Стабилизация управляемых колес
Карбюраторы двигателей грузовых автомобилей и автобусов

 

 

 

Классификация, система обозначений и развитие автомобильных конструкций

Классификация, система обозначений и развитие автомобильных конструкций

По назначению подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на грузовой, пассажирский и специальный.
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов.
К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы.
К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ и имеющие соответствующее оборудование или специальные кузова (санитарные, автомастерские, автокраны, пожарные и др.).
Грузовой подвижной состав
Основной частью грузового подвижного состава являются грузовые автомобили, которые можно классифицировать следующим образом (рис. 1).
По назначению их разделяют на автомобили общего назначения и специализированные.
Автомобили общего назначения имеют кузова в виде платформы с бортами и применяются для перевозки грузов всех видов, кроме жидкости (без тары).
Специализированные автомобили оборудованы кузовами, приспособленными для перевозки грузов определенного вида. Это автомобили с саморазгружающимися кузовами (самосвалы), автомобили-цистерны для цемента, нефтепродуктов, молока, автомобили с кузовами для перевозки животных и т.д.
По проходимости, т.е. по степени приспособления к работе в тех или иных дорожных условиях, различают автомобили дорожной (обычной), повышенной и высокой проходимости. Автомобили дорожной (обычной) проходимости используют главным образом на дорогах с усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытием. Автомобили повышенной проходимости и автомобили высокой проходимости предназначены в основном для работы в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью. Наиболее распространенными являются автомобили дорожной проходимости.
Число ведущих колес у автомобилей характеризуется колесной формулой. Например, обозначения 4x2 и 6x4 означают в первом случае общее число колес — 4, ведущих — 2; во втором — общее число колес — 6, ведущих — 4. При этом спаренные колеса, устанавливаемые с каждой стороны автомобиля на задней и средней осях, считаются как одно колесо.
По приспособленности к климатическим условиям различают автомобили для эксплуатации в условиях умеренного, холодного (северного) и жаркого (тропического) климата.
Для умеренного климата выпускают автомобили массового спроса в серийном исполнении. На базе этих автомобилей создают автомобили в северном и тропическом исполнениях.
По характеру использования различают одиночные автомобили и автомобили-тягачи для буксирования прицепов и полуприцепов.
Одиночные автомобили используют без прицепов и полуприцепов.
Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами образует автопоезд.
Семейства грузовых автомобилей расширяют путем создания моделей, являющихся производными от основных — базовых моделей и отличающихся от них конструктивной специализацией отдельных агрегатов в зависимости от конкретного назначения автомобиля.
Каждой модели базового грузового автомобиля присваивается индекс, состоящий из четырех цифр. Первая цифра означает класс грузового автомобиля по полной массе:
Полная масса, т. До 1,2 - 1,2...2 - 2...8 - 8... 14 - 14...20 - 20...40 Свыше 40
Класс 1 2 3 4 5 6 7
Вторая — его вид: 3 — бортовой, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 8 — резерв (пока не используется) и 9 — специальный. Третья и четвертая цифры означают номер модели автомобиля (от 01 до 99). Пятая цифра означает порядковый номер модификации. Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя. Например, грузовой автомобиль модели ЗИЛ-4331 означает, что автомобиль изготовлен на заводе им. Лихачева, массой 8... 14 т, с бортовой, грузовой платформой, 31 — номер модели.
Пассажирский и специальный подвижной состав
К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили и автобусы. Автомобили, вмещающие не более восьми человек, включая водителя, называют легковыми, а вмещающие более восьми человек — автобусами.
Легковые автомобили выпускаются двух видов: дорожной и повышенной проходимости. Автомобили повышенной проходимости используются в основном в сельской местности; могут создаваться как на базе легковых автомобилей дорожной проходимости в результате увеличения числа ведущих колес, так и в результате создания оригинальных конструкций, например для геологоразведочных работ и т.д.
Наибольшее распространение получила классификация легковых автомобилей по массе неснаряженного автомобиля и рабочему объему двигателя(табл. 1).
В представленной классификации к первым трем классам относятся автомобили ВАЗ-2105, -2106, -2107 «Жигули», ИЖ-2126 «Ода», ГАЗ-3110 «Волга» с приводом на задние колеса, а также переднеприводные автомобили ВАЗ-21093, -2110, -2111 и др.
Масса неснаряженного автомобиля — это масса автомобиля, не заправленного топливом, охлаждающей жидкостью, без запасного колеса и инструмента, а также без водителя и пассажиров.
В обозначениях базовых моделей легковых автомобилей первые две цифры четырехзначного числа означают индекс автомобиля (11, 21, 31, 41) в зависимости от рабочего объема двигателя, а две последние — номер модели. Буквы перед цифрами означают фирму-изготовитель. Например, ВАЗ-2109 означает, что автомобиль изготовлен акционерным обществом «ВАЗ», малого класса, с рабочим объемом двигателя 1,1... 1,8 л, 09 — номер модели.
В том случае, если автомобиль отличается от базового, т.е. является его модификацией, то третья и четвертая цифры остаются прежними и добавляется пятая цифра: так, на базе переднеприводного автомобиля ВАЗ-2109 выпускается его модификация ВАЗ-21093.
По общей компоновке легковые автомобили разделяются на автомобили, сделанные по классической, заднеприводной и переднеприводной схемам.
При классической схеме компоновки двигатель расположен спереди автомобиля, ведущими являются задние колеса.
Заднеприводная схема характерна тем, что двигатель расположен сзади и задние колеса являются ведущими.
При переднеприводной схеме двигатель располагается спереди, передние колеса являются ведущими и управляемыми.
Автомобили ВАЗ-2105, -2107 «Жигули», ИЖ-2126 «Ода», ГАЗ-3110 «Волга» и другие имеют классическую схему компоновки с передним продольным расположением двигателя, от которого крутящий момент передается на задние ведущие колеса. Наряду с этими автомобилями широкое распространение имеют переднеприводные легковые автомобили особо малого и малого классов с передним (поперечным или продольным) расположением двигателя, от которого крутящий момент передается на передние ведущие колеса.
Автобусы средней и большой вместимости создаются на основе агрегатов базовых грузовых автомобилей серийного производства. Однако в конструкциях автобусных шасси применяют специальные автобусные агрегаты — П-образные задние мосты, гидромеханические коробки передач, двигатели с горизонтальной компоновкой, независимые подвески колес и т.д. Широкое распространение получили также микроавтобусы, выпускаемые на базе агрегатов шасси легковых автомобилей. Например, акционерное общество «ГАЗ» выпускает микроавтобусы семейства «ГАЗель» ГАЗ-3221 с колесной формулой 4x2 и полноприводную модель ГАЗ-32217, а также микроавтобусы семейства «Соболь». На автобусе ГАЗ-2217 «Соболь» установлена пятиступенчатая коробка передач, сцепление с гидравлическим приводом и рулевое управление с гидроусилителем.
Наряду с этим на микроавтобусах «ГАЗель» и «Соболь» кроме базового двигателя ЗМЗ-4026 могут быть установлены двигатели: ЗМЗ-4063 карбюраторный, четырехцилиндровый, шестнадцатиклапанный или дизель ГАЗ-560, четырехцилиндровый с турбо-наддувом и микропроцессорной системой управления подачей топлива.
Основными признаками классификации автобусов являются их общая компоновка и особенности устройства кузова. Общая компоновка автобусов определяется их назначением, формой кузова, расположением двигателя, пассажировместимостыо и колесной формулой.
По назначению автобусы разделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристские.
По форме кузова (наличию капота) автобусы разделяются на бескапотные — вагонного типа, капотные и короткокапотные (рис. 2 а, б).
Автобусы вагонного типа создаются с увеличенной длиной кузова, а чтобы обеспечить маневренность такого автобуса, кузов его делают из двух или трех сочлененных (шарнирами) между собой звеньев.
Капотные и короткокапотные автобусы создаются на базе шасси грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности с классической схемой компоновки агрегатов.
По расположению двигателя компоновочные схемы автобусов могут быть с передним или задним расположением двигателя, а иногда и с двигателем с противолежащими цилиндрами, расположенными между лонжеронами рамы под полом кузова.
По пассажировместимости автобусы разделяются на пять классов в зависимости от их габаритной длины в метрах: особо малый — до 5,0; малый — 6,0...7,5; средний — 8,0...9,5; большой — 10,5... 12,0; особо большой — 16,5...24,0. В последний класс входят двух- и трехзвенные (сочлененные) автобусы.
По колесной формуле — полноприводные (со всеми ведущими колесами) 4x4; 6x6 и неполноприводные 4x2; 6x4 и 8x4.
По особенностям устройства кузова автобусы различаются по числу этажей и герметизации кузова.
По числу этажей автобусы могут быть одноэтажные 1— 7 (рис. 2, а, б), 1 '/4 - этажные 8 (рис. 2, в), когда над частью кузова приподняты крыша и окна, полутораэтажные 9, когда в задней части кузова имеется надстройка в виде этажа с низким потолком и высотой прохода 1,7... 1,8 м, и двухэтажные 10.
В отечественном автобусостроении применяются в основном одноэтажные автобусы, обеспечивающие наилучшую планировку мест в салоне кузова с необходимой комфортабельностью для пассажиров.
По герметизации кузова автобусы разделяют на закрытые и открытые. Наибольшее распространение получили закрытые кузова. При наличии установки для кондиционирования воздуха окна полностью герметизируют. В остальных случаях закрытые кузова имеют открывающиеся окна.
Открытые кузова 11 и 12 применяются на автобусах (рис. 2, г), используемых в южных районах; могут быть без крыши или с крышей, но, как правило, со съемным тентом.
Каждой новой модели автобуса присваивается четырехзначный индекс. Первая цифра индекса обозначает класс в зависимости от его длины:
Длина автобуса, м До 5  6…7,5   8…9,5   10,5…12    16,5…24
Класс 2        3             4                5                  6
Вторая цифра — его вид, третья и четвертая — номер модели, буквы перед цифрами означают завод-изготовитель. Например, ЛиАЗ-5256 изготовлен Ликинским автобусным заводом, длина его находится в пределах 10,5... 12 м, 2 — автобус, 56 — номер модели (длина автобуса ЛиАЗ-5256 — 11,4 м).
Специальный подвижной состав — это автомобили, созданные на базе шасси грузовых или легковых автомобилей и автобусов в результате установки на них специального оборудования или в результате изменения конструкций самих автомобилей. Специальные автомобили выполняют различные, строго определенные функции. Так, например, специальные автомобили на шасси грузовых — это автобетономешалки, автокомпрессоры, пожарные автомобили и др. На базе грузовых автомобилей выпускаются также автомобили-механизмы для коммунального хозяйства, к которым относятся поливомоечные автомобили, мусоровозы, автомобили-пескоразбрасыватели, автомобили-снегопогрузчики и др.
Специальные автомобили на базе легковых автомобилей и микроавтобусов создаются как автомобили скорой медицинской помощи, так и автомобили-лаборатории ГИБДД, милицейские и др.
Специальные автомобили на базе автобусов используются для создания подвижных телевизионных станций, фото- и кино-лабораторий, санитарно-ветеринарных автомобилей и др.
К специальным автомобилям, имеющим оригинальную конструкцию и выполняемым по особым требованиям, можно отнести гоночные автомобили различных типов.


Определение потребности СТОА технологическом оборудовании  Современные стандарты для автотехцентров Стандарты для служб запасных частей Об автомобильной промышленности России Направления развития автомобильных конструкций Классификация, механизмы и системы двигателя, основные конструктивные параметры Расчет площадей производственных помещений Общая характеристика и принцип работы системы пуска Система смазки автомобиля Смазочная система двигателя ЗИЛ-508 

 
   

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом