ГЛАВНАЯ  ОБ АВТОРЕ  НОВОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ  КОНТАКТЫ  КАРТА САЙТА  КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ  

Задачи автосервиса
Перспективы автосервиса
Конкурентоспособность предприятий автосервиса
Развитие сферы услуг в РФ (Рост автомобилизации в РФ)
Отечественный автомобильный сервис
Рынок автосервисных услуг (Подсистема торговли)
Подсистема обеспечения технической эксплуатации автомобиля
Статистики автомобильного транспорта и ее методология
Формирование рынка транспортных и автосервисных услуг
Классификация предприятий автомобильного транспорта
Подсистема автотуризма
Об автомобильной промышленности России
Направления развития автомобильных конструкций
Привлечение инвесторов

 

 

 

Формирование рынка транспортных и автосервисных услуг

Характеристика автомобильного транспорта и основные тенденции его развития
Автомобильный транспорт обеспечивает потребности населения и экономики за счет комплекса услуг и работ, выполняемых в сфере автотранспортной деятельности.
Под автотранспортной деятельностью подразумевается комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией и осуществлением автомобильных перевозок людей и грузов, включая транспортно-экспедиционные работы, техническую эксплуатацию автотранспортных средств и прочее. Речь идет о перевозках автомобильным транспортом общего пользования, которые выполняются оператором (перевозчиком) по договору с клиентом или по обращению любого гражданина или юридического лица.
Техническая эксплуатация автотранспортных средств — это комплекс работ и услуг по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и инструментальной проверке технического состояния автотранспортных средств, обеспечивающий безопасное, работоспособное или исправное техническое состояние их при эксплуатации.
К транспортной экспедиции при автомобильных перевозках грузов относится организация или выполнение оператором (экспедитором) от имени и за счет грузоотправителя или грузополучателя услуг, связанных с заключением и выполнением договора автомобильной перевозки груза. Транспортную экспедицию нельзя смешивать с агентированием при автомобильных перевозках грузов, к которой относится деятельность, осуществляемая агентом в интересах, от имени и за счет оператора, осуществляющего в установленном порядке автоперевозки грузов клиента.
По характеру деятельности оператора автомобильные перевозки грузов и пассажиров подразделяются на перевозки, выполняемые на коммерческой основе, и некоммерческие. Коммерческие перевозки выполняются на основе договора, заключаемого между автовладельцем и клиентом.
В отличие от других видов транспорта (железнодорожного, морского, речного, авиационного) автомобильный транспорт отличает высокая мобильность, позволяющая выполнять перевозки «от ворот до ворот», возможность эксплуатации на грунтовых дорогах, что позволяет экономить на затратах, связанных со строительством и ремонтом автомобильных дорог.
На коротких расстояниях автомобильный транспорт является незаменимым как по скорости доставки, так и по уровню затрат, что имеет огромное значение для пользователей данным видом транспорта. Автомобильный транспорт является связующим звеном между другими видами транспорта в комбинированных видах перевозок. Он обеспечивает высокую точность и надежность доставки, что делает его незаменимым на перевозках ценных грузов и на дальних расстояниях, вытесняя тем самым железнодорожный и другие виды транспорта.
Особенностью развития грузового автомобильного транспорта на современном этапе является резкое увеличение численности малотоннажных автомобилей. Так, например, доля малотоннажных автомобилей грузоподъемностью до 2 т., составляет около 80 %. Преобладающее развитие этой группы автомобилей объясняется формированием массовой потребности в перевозках мелких партий грузов на короткие расстояния. Ведь именно малотоннажные грузовые автомобили обеспечивают эффективное функционирование малых и средних предприятий, всей системы сервиса, инфраструктуры рыночной экономики.
С каждым годом в России увеличивается число грузовых автомобилей иностранного производства большой грузоподъемности (более 10 т). В 2005 г. в автопарке страны их доля составила 33,7 %. В основном это бывшие в употреблении грузовики. Их доля от общего числа иномарок составила 79 %. Доля автомобилей марки КамАЗ составила 37 % и марки МАЗ — 16,9 % в общем автопарке грузовых автомобилей.
В целом по стране автомобильным транспортом выполняется более 85 % всего объема перевозок грузов и более половины всех перевозок пассажиров. Международными перевозками занимается порядка 2,5 тыс. отечественных компаний, имеющих 15 тыс. тягачей и более 11 тыс. автобусов. Характерно, что 80 % этих компаний — малые частные предприятия с численностью автомобилей не более 5 ед.
Особенно резко увеличивается в стране парк легковых автомобилей. На автомобильном рынке России в настоящее время продается около 1 млн легковых автомобилей в год, при этом удельный вес иномарок с каждым годом возрастает. Наша страна еще отстает от других стран по численности продаваемых автомобилей в год. В Японии, например, ежегодно продается 10 млн автомобилей, в США — 12—13 млн, на рынках Западной Европы — около 15 млн. В то же время, закономерности развития автопарка страны сегодня уже сравнимы с закономерностями развития в странах с развитой автомобильной промышленностью. Если в 1972 г. численность легкового автопарка в России в расчете на 1000 жителей составляла 8 автомобилей, в 1990 г.— 59, в 2000 г.— 120, то в 2005 г. — около 200. В настоящее время личными автомобилями владеет не менее 40 % российских семей.
Причинами сложившейся динамики парка легковых автомобилей индивидуальных владельцев являются расширение масштабов производства отечественных автомобилей, увеличение ввоза в нашу страну автомобилей иностранного производства (как новых, так и подержанных).
Техническое состояние автопарка в значительной степени характеризуется средним возрастом и уровнем развития системы сервисного обслуживания. В России парк автомобилей имеет большой срок эксплуатации. Средний возраст парка в стране составляет 13—15 лет, парк иномарок также характеризуется значительным сроком эксплуатации. В то же время в развитых странах средний возраст автопарка не превышает 5 лет.
На высокую степень изношенности автопарка в России влияет также недостаточное развитие сети автомобильных дорог и их неудовлетворительное состояние, что предопределяет высокий уровень затрат на эксплуатацию автомобилей. Следует заметить, что техническое состояние автопарка в значительной мере определяется конструктивными параметрами, которые у отечественных автомобилей заметно хуже, чем у иномарок.
Низкий технический уровень и низкое техническое состояние автопарка в России оказывают заметное влияние на безопасность дорожного движения. В стране год от года увеличивается число ДТП, в которых гибнут тысячи людей, причем от 8 до 10% ДТП происходит по причине неудовлетворительного технического состояния автотранспортных средств. Это больше, чем из-за ошибок водителей, пешеходов и пассажиров.
Большое значение в сложившихся условиях приобретают автосервисные предприятия, сеть которых в стране с каждым годом расширяется. Однако для полного удовлетворения потребностей автовладельцев (владельцев личных легковых автомобилей, предприятий организаций, индивидуальных предпринимателей) автосервисных предприятий пока недостаточно. Да и существующие предприятия в большинстве своем нуждаются в укреплении материально-технической базы, улучшении снабжения запасными частями и ремонтными материалами, совершенствовании организации производства.
Для дальнейшего повышения уровня развития автомобильного транспорта и удовлетворения потребностей экономики страны и населения в транспортных услугах необходимо:
в 2 — 3 раза расширить (увеличить) выпуск отечественных автомобилей, отличающихся более высоким качеством и надежностью в эксплуатации; к сожалению, наши автомобили в большинстве своем не соответствуют международным эксплуатационным и экологическим требованиям;
увеличить инвестиции в реконструкцию и строительство новых автотранспортных предприятий, оснащенных современным гаражным оборудованием;
больше внимания уделить строительству новых и реконструкции действующих автомобильных дорог.
увеличить сеть автосервисных предприятий, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники, и другие сопутствующие услуги;
развивать и совершенствовать предпринимательскую деятельность в сфере автотранспортных и автосервисных услуг, уделив первостепенное внимание малому бизнесу. Это позволит в самом ближайшем будущем повысить эффективность функционирования автотранспорта и снизить долю транспортных издержек в себестоимости продукции товаропроизводящих отраслей, повысить уровень благосостояния населения.
Экономическая наука уже давно сделала вывод о том, что развитие транспорта как одного из важнейших инфраструктурных элементов является необходимым условием поступательного развития экономики любой страны. Экономические интересы требуют опережающего развития транспорта по сравнению с развитием обслуживаемых им отраслей. Это опережение является необходимым условием высокой эффективности всего общественного производства, что доказано исследованиями ученых, занимающихся проблемами производственной и социальной инфраструктуры у нас в стране и за рубежом. Более того, некоторые авторы считают, что опережение темпов развития транспорта является законом, опирающимся на практическое подтверждение. Указанная закономерность имеет место на любом уровне экономики, в т. ч. на уровне региона. Нарушение закона опережения темпов развития транспорта, приводит к нарушению ритма в работе производственных объектов, диспропорциям и т. д., сопровождающимися потерями в экономике.
В свою очередь, инфраструктура самого транспорта, включая автосервис, должна развиваться теми же темпами, что и увеличение численности автопарка, может быть чуть опережая. Опережение можно объяснить тем, что в автопарке все большую долю занимают иномарки (в основном подержанные), требующего большего внимания. Кроме того, на опережение развития автосервиса в стране влияет средний возраст автопарка, который имеет тенденцию к росту. В то же время существуют закономерность: чем старше автомобиль, тем больше он нуждается в поддержании своей работоспособности.
Необходимость превышения предложений над спросом на автосервисные услуги отмечалась в работе. Этот факт является подтверждением того, что в России исторически сложилось так, что сфера автосервисных услуг всегда отставала в своем развитии от темпов развития автомобильного транспорта (точнее, от темпов увеличения численности автопарка). В самом начале 70-х г. прошлого столетия обеспеченность легковыми автомобилями в стране составляла всего 8 штук на 1000 человек населения. Сейчас обеспеченность стала значительно выше (около 200 штук легковых автомобилей на 1000 человек населения), но по-прежнему в стране наблюдается отставание в развитии автосервисной сферы.
По нашему мнению, в России в ближайшее время произойдет изменение в соотношении темпов развития сферы автосервисных услуг и темпов увеличения численности автопарка, о чем свидетельствуют масштабы расширения сети автосервисных предприятий за последние годы. Правда, пока это расширение коснулось крупных городов России, но процесс пошел, и он охватит всю страну, включая небольшие города и сельскую местность. Там, где есть автомобили в личном пользовании, должен быть автосервис, ибо в условиях рынка спрос определяет предложение.
Недостаточное внимание вопросам автосервиса до последнего времени уделялось не только на практике, но и в науке, о чем свидетельствует небольшое число публикаций по указанному направлению. Исследования почти не проводились, поскольку не были востребованы практикой. Основное внимание в исследовательской работе уделялось проблемам повышения эффективности функционирования и развития автотранспортных и авторемонтных предприятий, и очень мало — станциям технического обслуживания автомобилей

Теория надежности автомобиля  Виды изнашивания частей автомобиля Планово-предуиредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Обоснование необходимости государственного регулирования на автомобильном транспорте Классификация предприятий автомобильного транспорта Конкурентоспособность транспортных услуг и пути ее повышения Диверсификация, способы организации автосервисных услуг Конкурентоспособность станций технического обслуживания и пути ее повышения Автосервис в сельской местности 

 
   

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом