Автосервис — такая сфера деятельности, в которой необходимо иметь «избыток» квалификации, т.е. ее резерв на тот случай, когда возникнет необходимость ремонта автомобиля, с которым еще никто не мог справиться. Чтобы иметь такой резерв квалификации, необходимо о нем постоянно заботиться.
Другая присущая автосервису особенность состоит в том, что число операций, выполняемых на СТО. очень велико. Поэтому возникает потребность, во-первых, в технологической поддержке этих операций, а во-вторых, в профессиональной поддержке, т.е. в умении конкретного специалиста — слесаря, продавца, работника сервиса — самостоятельно обучаться. Эта задача усложняется, так как на СТО одновременно выполняются простые производственные функции, что не требует большой подготовки.
Обучение (подготовка и переподготовка) персонала. Профессиональное и экономическое обучение в системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки производственных и управленческих кадров должно быть непрерывным в течение всей трудовой деятельности работников.
Во-первых, предпосылкой необходимости обучения и повышения квалификации кадров является их текучесть. Даже недовольно благополучных СТО текучесть кадров не меньше нормы 5—6 %, а чаще всего выше и составляет 10—20 %. Поэтому руководитель вынужден заботиться о квалификации кадров. Во-вторых, это изменения, которые происходят в конструкции автомобилей, технологии ремонта и оборудовании. В-третьих, повышение требований к кадрам в условиях жесткой конкуренции и повышении культуры и требований потребителей.
Практика работы по обучению и повышению квалификации кадров показывает, что предпосылкой обучения является мотивация. Если работник видит в обучении какую-то пользу для себя, он обучается с удовольствием и даже будет платить за него. Но большинство работников не имеют мотивации к обучению, потому что считают свою квалификацию достаточной и отвечающей потребностям предприятия. В этих условиях руководитель может заинтересовать работников, например, повышая категорию или разряд работника только после официального курса повышения квалификации.
Руководитель должен создать стимулы к обучению, например сохранение заработной платы работника на время обучения.
Наиболее распространенным методом повышения квалификации специалистов и руководителей являются курсы повышения квалификации. Курсы повышения квалификации продолжительностью 1 месяц или 1 неделя проходят в форме лекций, практических занятий, деловых игр, посещений передовых СТО и обмена опытом.
В целом эффективность курсов повышения квалификации
обеспечивают следующие факторы:
отрыв специалиста от производственного процесса, при этом он, как правило, вновь хочет учиться и продолжать самообучение;
общение, которое помогает видеть что-то полезное у других;
посещение передовой СТО.
Обычно на курсах повышения квалификации проводят для специалистов одного направления деятельности, а семинары — по определенным направлениям (например, по определению эффективности СТО, налогам, работе с клиентурой и т.д.).
Анализ кадрового состава предприятий автосервиса показал, что на многих из них преобладают специалисты со средним образованием. Однако мировые тенденции развития рынка автосервисных услуг свидетельствуют об абсолютном преобладании на СТО персонала с высшим образованием, так как усложнение устройства автомобиля, применение сложной электроники требуют углубленных комплексных знаний в разных областях техники.
Поэтому важным направлением развития цивилизованного рынка услуг автосервиса является создание базы для обучения специалистов высокого уровня как инженерно-технического, так и управленческого звена. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
организация системы экономического и профессионального обучения, а именно: системы подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации для предприятий, оказывающих автосервисные услуги, и предприятий смежной инфраструктуры, включая подготовку специалистов по сертификации и оценке, возможно, в рамках Межотраслевой программы подготовки кадров для рыночной экономики;
активное взаимодействие с образовательными учреждениями, готовящими кадры для предприятий СТО;
разработка необходимых программ и методик обучения.
Подготовка специалистов должна осуществляться образовательными учреждениями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, при участии специалистов, имеющих богатый практический опыт ведения бизнеса на рынке автосервисных услуг