Аккумуляторные батареи размещают под капотом двигателя легковых автомобилей, под кабиной, на расширенной подножке кабины, за кабиной под кузовом, а также под сиденьем в кабине грузовиков.
К аккумуляторной батарее должен быть предусмотрен
свободный доступ для осмотра и обслуживания. Размещение аккумуляторной батареи должно обеспечивать проведение необходимых в эксплуатации мероприятий по техническому обслуживанию без снятия ее с места установки: проверки уровня электролита и добавления дистиллированной воды; проверки плотности электролита и измерения его температуры; оценки технического состояния с помощью аккумуляторного пробника или нагрузочной вилки; отсоединения, зачистки и закрепления стартерных проводов.
Объем технического обслуживания зависит от конструкции батарей. Соответственно, меняются и требования к доступности батарей для обслуживания. Естественно, эти требования не являются жесткими для новых необслуживаемых батарей. Вариантом размещения батарей, обеспечивающим возможность выполнения полного объема обслуживания, является установка их на выдвижных площадках (некоторые автомобили, автобусы).
Крепление батареи должно максимально предохранять ее от вибрации и тряски при движении автомобиля. При вибрации и тряске батарея не должна перемещаться по опорной площадке. Посадочные места для батареи должны иметь амортизаторы и амортизационные прокладки.
Методы закрепления батарей на месте установки различны. В зависимости от типа батареи ее можно крепить на опорной площадке рамкой сверху, планкой за верхнее ребро по диагонали батареи или по части периметра, за выступы в нижней части моноблока из пластических материалов. Недопустимо крепление с упором в боковые стенки моноблока. Это может привести к его разрушению.
Размещение батареи на машине должно обеспечивать ее защиту от загрязнения и механических повреждений.
Аккумуляторная батарея должна размещаться возможно ближе к стартеру с целью уменьшения длины стартерного провода и падения напряжения в нем. «Массовый» провод должен крепиться к двигателю или жесткой раме. Не допускается крепление «массового» провода к тонкостенной части кабины (менее 1,2 мм) или крылу автомобиля, а также на окрашенную поверхность без применения специальных шайб-звездочек. Желательно подсоединять отрицательный вывод батареи к корпусу («массе») автомобиля через выключатель аккумуляторной батареи (выключатель «массы»).
Размещение батареи на автомобиле должно обеспечивать поддержание такого ее теплового состояния, которое необходимо для надежного пуска двигателя и подзаряда батареи от генераторной установки.
Максимальная температура электролита не должна превышать 50 °С. Поэтому при подкапотной установке батарея должна быть защищена от воздействия тепла, исходящего от двигателя, а при наружной установке — от прямых солнечных лучей с помощью теплоизоляционных прокладок, экранов или козырьков.
У большинства легковых автомобилей аккумуляторная батарея размещается в передней части подкапотного пространства сбоку за радиатором, где температура достигает 20-30 °С при движении автомобиля. При наружной установке в зимних условиях аккумуляторная батарея сильно охлаждается, а летом в южных районах — перегревается.
На грузовых автомобилях при размещении аккумуляторной батареи в кабине, под кабиной на раме или на подножке при движении автомобиля теплый воздух из подкапотного пространства обдувает батарею и ее температура может быть выше температуры наружного воздуха на 12-15 °С.
При установке аккумуляторной батареи в кабине ее необходимо размещать в отдельном отсеке или контейнере с вентиляцией, исключающих попадание паров кислоты в кабину и скопление газов под крышкой контейнера во взрывоопасных концентрациях.