Испытания трансмиссии и ее отдельных узлов проводят в дорожных или лабораторных условиях с целью определения характеристик узлов, КПД, температурных режимов работы, шумности и вибраций, жесткости и статической прочности, надежности, долговечности. Кроме того, исследуют и другие вопросы, связанные с работой механизмов трансмиссии: подбор масел, работу буксования сцепления, изучение процесса переключения передач в автоматических трансмиссиях и т. д.
Методика проведения испытаний зависит от их целей. На стендах в большинстве случаев изучают каждый узел трансмиссии. В дорожных условиях исследуют, как правило, работу всей трансмиссии и взаимодействие ее отдельных механизмов. Знать работу трансмиссии автомобиля необходимо при анализе крутильных и изгибных колебаний, определении циркулирующей мощности, исследовании реальных температурных режимов узлов, изучении действительных нагрузочных режимов в дорожных условиях и т. д.
Крутильные колебания трансмиссии исследуют методами торсиографирования или тензометрирования. Торсиографами регистрируют угловые колебания маховых масс трансмиссии. Используя наклеиваемые на детали тензорезисторы и токосъемные устройства, определяют колебания крутящего момента на валах. Этот второй метод исследования крутильных колебаний, при котором получают большую информацию о работе трансмиссии, предпочтительнее первого, особенно в тех случаях, когда токосъемные устройства устанавливают на всех основных валах (на
При исследовании крутильных колебаний трансмиссии автомобиля выявляют резонансные режимы и изучают переходные процессы, возникающие при включении сцепления в момент трогания автомобиля с места и при переключении передач. Кроме того, изучают влияние конструктивных параметров на возникновение в трансмиссии крутильных колебаний (например, демпфера в сцеплении, резиновых муфт на карданных валах и т. д. на амплитуды и частоты крутильных колебаний).
Для трансмиссии автомобиля наиболее опасны одно-, двух-, трех- и четырехузловые формы крутильных колебаний. При изучении одноузловой формы колебаний измерения проводят на любом из валов трансмиссии автомобиля, так как эта форма колебаний возникает почти с одинаковой интенсивностью на всех валах при включении любой передачи.
Для изучения трехузловой формы колебаний точки для измерения выбирают на первичном валу коробки передач (эти колебания менее интенсивны на карданном валу и почти незаметны на полуосях). При изучении четырехузловой формы колебаний измерения проводят на карданном валу, на первичном валу коробки передач, и особенно на полуосях, эта форма колебаний практически незаметна. Двухузловая форма крутильных колебаний для трансмиссии автомобиля (особенно грузового) не опасна, она эффективно гасится трением в шинах ведущих колес.
Крутильные колебания вызывают повышенную шумность работы трансмиссии особенно у многоприводных автомобилей и могут стать причиной поломок наиболее нагруженных деталей трансмиссии.
Изгибные колебания трансмиссии автомобиля, так же как и крутильные, могут быть причиной повышенного шума и поломок картеров сцепления и коробок передач. Возбудителями этих колебаний являются неуравновешенные массы вращающихся деталей трансмиссии и, прежде всего, карданного вала и маховика двигателя. Наибольшие изгибные колебания возникают при резонансных режимах работы, когда частота возбуждающего момента (частота вращения вала двигателя или карданного вала) совпадает с собственной частотой изгибных колебаний трансмиссии, особенно в трансмиссиях тех легковых автомобилей, которые имеют малую жесткость картеров сцепления и коробок.
Амплитуды, частоты, а также формы изгибных колебаний определяют с помощью виброизмерительной аппаратуры. При экспериментальном определении форм изгибных колебаний трансмиссии автомобиль устанавливают на жестких опорах так, чтобы задние колеса не касались дорожного полотна. Преобразователи перемещений фиксируют амплитуды колебаний по всей длине двигателя и трансмиссии в точках, в которых они установлены. При исследовании циркулирующей мощности в трансмиссии полноприводных автомобилей измеряют крутящие моменты на карданных валах или полуосях. Особое значение имеет методика проведения испытаний, когда циркулирующие моменты невелики.