Определение эффективности запасной, стояночной и вспомогательной тормозных систем, а также устройств для регулирования или ограничения тормозных усилий. Запасная тормозная система предназначена для использования при выходе из строя рабочей тормозной системы. Принцип действия запасной системы основывается обычно на том, что вследствие независимого привода (гидравлического или пневматического) отказ тормозов одного или двух передних колес не влияет на работоспособность тормозов задних колес, и наоборот.
Испытания запасной тормозной системы проводят при различных вариантах преднамеренного выключения тормозов одного или двух колес, по методике испытания «ноль» с отключенным двигателем. Остаточную эффективность оценивают по критериям, установленным международными и отечественными нормативными документами.
Эффективность стояночной тормозной системы определяют по суммарной тормозной силе, развиваемой тормозными механизмами системы. Испытание проводят на участке дороги, имеющем продольный уклон, заданный техническими условиями на данное транспортное средство, стандартами или другими официальными нормами. Автомобиль (или автопоезд) с полной (номинальной) нагрузкой устанавливают на испытательном участке в двух направлениях, (т. е. вверх и вниз по уклону). Стояночный тормоз должен надежно удерживать автотранспортное средство (при заданном усилии на органе управления) на указанном уклоне в течение не менее 5 мин. Допускается определять эффективность стояночной тормозной системы также на тормозном испытательном стенде или путем буксировки заторможенного транспортного средства на горизонтальном участке дороги с приложением определенной (заданной по расчету) силы тяги. Эффективность вспомогательной тормозной системы определяют прямым или косвенным способом путем подсчета суммарной тормозной силы, развиваемой механизмами этой системы. Испытания производят следующими методами.
Спуском заторможенного транспортного средства на участке дороги, имеющей продольный уклон 7 ± 0,5% и протяженность
6 км. При этом система должна обеспечивать спуск испытуемого автомобиля или автопоезда со скоростью 30 ± 2 км/ч.
Буксированием заторможенного транспортного средства посредством автомобиля-тягача, соединенного с испытуемым автомобилем или автопоездом жесткой сцепкой с динамометрическим (силоизмерительным) звеном. При этом должна быть определена стабильная (установившаяся) сила тяги в сцепном устройстве при скорости 30 ± 1 км/ч.
Частичным торможением, т. е. торможением в заданном интервале скоростей (до скорости 15 км/ч). Торможение производится с включенной передачей в трансмиссии, отвечающей тем же требованиям, что и при испытании II-(см. выше). При испытании фиксируются зависимости скорости и замедления от времени или пути. Устройства для регулирования или ограничения тормозных усилий на колесах отдельных осей автомобиля, обычно задней, имеют своим назначением устранение блокировки колес, вызывающей потерю управляемости или занос автомобиля при торможении на дорогах с низким коэффициентом сцепления. Испытания проводят с целью подбора оптимальных регулировок таких устройств и определения параметров эффективности торможения для принятых типов устройств и их регулировок.
Методика испытаний предусматривает проведение нескольких серий торможений автомобиля на дорогах с ровным цементобетонным и асфальтобетонным покрытием при сухом, мокром и обледенелом его состоянии попеременно при включенных и выключенных (отсоединенных) устройствах. Измеряют тормозные пути или замедления при торможении и наблюдают за появлением блокировки колес и отклонений автомобиля от прямолинейной траектории движения.