ТЕМА 2 ЭЛЕКТРОННЫЕ БЛОКИ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ АВТОМОБИЛЯ
2.1 Возможные системы зажигания двигателя
В данной теме рассматриваются системы зажигания, которые наиболее широко используются в двигателях современных легковых автомобилей. На легковых автомобилях, оборудованных бензиновым двигателем внутреннего сгорания, применяются различные системы электроискрового зажигания: контактные, контактно-транзисторные, бесконтактно-транзисторные, электронно-цифровые, микропроцессорные. Система зажигания двигателя предназначена для генерации импульсов высокого напряжения, вызывающих вспышку рабочей смеси в камере сгорания двигателя, синхронизации этих импульсов с фазой двигателя и распределения импульсов зажигания по цилиндрам(ГОСТ28827-90).
От мощности искры и момента зажигания рабочей смеси в значительной степени зависит экономичность и устойчивость работы двигателя, а так же токсичность отработавших газов. От мощности искры и момента зажигания рабочей смеси в значительной степени зависит экономичность и устойчивость работы двигателя, а так же токсичность отработавших газов.
Различают следующие системы зажигания:
батарейная с механическим прерывателем, или классическая;
контактно-транзисторная;
контактно-тиристорная;
бесконтактно-транзисторная;
цифровая с механическим распределителем;
цифровая со статическим распределителем;
микропроцессорная система управления автомобильным двигателем.
К системам зажигания предъявляются следующие требования:
система зажигания должна развивать напряжение, достаточное для пробоя искрового промежутка во всех режимах работы двигателя;
искра должна обладать определенной энергией и продолжительностью для воспламенения рабочей смеси;
момент зажигания должен быть строго определенным и соответствовать условиям работы двигателя;
работа всех элементов системы должна быть надежной при высоких температурах и механических нагрузках;
эрозия электродов свечи должна находиться в пределах допуска.
По способу управления системы зажигания делятся на системы с контактным управлением и системы с бесконтактным управлением.
Электронные системы регулирования угла опережения зажигания лишены недостатков предыдущих схем. Реализуют две электронные системы: аналоговую или цифровую. Наиболее совершенными являются цифровые электронные системы на базе микропроцессоров. Функцию распределителя в этой схеме выполняют многовыводные катушки зажигания и катушечные модули, управляемые контроллером.
Современные автомобили имеют:
катушки зажигания с разомкнутой или замкнутой магнитной цепью;
распределитель зажигания;
датчик распределителя;
коммутаторы;
контроллеры;
свечи зажигания: с воздушным искровым промежутком со скользящей искрой.
Преимущества электронных систем зажигания:
универсальность применения на всех типах двигателей;
значительное в 1,3…1,5 раза увеличение вторичного напряжения, достигающего 20…30 кВ при всех режимах работы двигателя;
меньшую чувствительность к шунтирующим нагрузкам RШ и С2 вторичной цепи;
большой срок службы контактов прерывателя (150…200 тыс. км пробега);
более полное сгорание топлива на малых и больших оборотах (экономия горючего 2...3 %);
увеличенный зазор (до 1...2 мм) между электродами свечей зажигания;
облегченный запуск двигателя в зимних условиях;
значительная экономия времени на профилактические и регулировочные работы.
Недостатками являются:
большая сложность и стоимость системы;
большая мощность потребляемая от источника (для транзисторной системы);
повышенная чувствительность к замасливанию контактов прерывателя (конденсаторная система).
Вернуться назад
Читать далее