Электронные блоки управления системой зажигания двигателя
ЭСАУ - автоматизированные системы управления двигателем.
Сама программа хранится в микросхеме ПЗУ, английское название микросхемы - CHIP (чип), отсюда название ЧИП-ТЮНИНГ, то есть изменение программы управления двигателем. Содержимое "чипа" делится на две функциональные части: собственно программу, осуществляющую обработку данных и математических расчетов и блок калибровок. Калибровки представляют собой набор фиксированных/переменных данных для работы программы управления.
Сам чип-тюнинг делится на два направления:
рекалибровка переменных программ;
изменение алгоритмов обработки калибровок.
Цель у этих программ одна - улучшение эксплуатационных характеристик управляемого двигателя. Для правильной работы любой программы необходимо наличие полностью исправных датчиков и ИМ. Тюнинговые прошивки, как правило, более точно настроены, но они более требовательны к состоянию датчиков и ИМ. При "затюнивании" неисправности можно получить прямо противоположные ожидаемому эффект. Поэтому любой чип-тюнинг должен производиться на полностью продиагностированном автомобиле, к которому нет никаких замечаний. Самый "правильный", но самый сложный и дорогой чип-тюнинг - это настройка программы на конкретный автомобиль и конкретного водителя.
Системой впрыска топлива (рисунок 20) оснащены все современные машины. Эта система имеет ряд преимуществ по сравнению с карбюраторной системой. В отличие от карбюраторной системы, в инжекторной системе впрыск топлива в цилиндры двигателя производится за счет форсунок, которые управляются с помощью электронного блока управления. Вследствие чего, изменить параметры можно за очень короткий промежуток времени.
Рисунок 20 Система впрыска топлива
Впрыск или инжектор - это система дозированной подачи топлива в цилиндры двигателя. Имеются следующие виды впрыска:
непосредственный;
моновпрыск;
распределенный;
механический.
Главной частью системы впрыска является контроллер системы управления двигателем. Его еще называют “мозгами” или ЭБУ, как бы подчеркивая важность той работы, которую он выполняет. Контроллер является коммуникационным и вычислительным центром системы. В зависимости от сигналов датчиков, по заранее определенным алгоритмам, он выдает управляющие воздействия на исполнительные устройства системы управления.
Для функционирования ЭСУД не обязательно наличие всех датчиков. Комплектации зависят от системы впрыска, от норм токсичности и пр. В программе управления есть флаги комплектации, которые информируют ПО о наличии или отсутствии каких-либо датчиков.
Датчик кислорода используется только в системах с катализатором под нормы токсичности Евро-2 и Евро-3. В Евро-3 используется два датчика кислорода (ДК). Один стоит до катализатора, второй после него. Датчик фазы нужен для более точного расчета времени впрыска в системах с фазированным впрыском.
Конструктивно контроллер выполнен в виде металлического корпуса, внутри которого находится печатная плата с электронными компонентами. Жгут проводов от датчиков, исполнительных устройств и бортовой сети автомобиля подключается к контроллеру многополюсным штекерным разъемом. Контроллер системы управления двигателем работает в тяжелых условиях: широкий диапазон температуры окружающей среды (от —40 до +80оС); широкий диапазон влажности воздуха; высокая вибрация и т. д. Поэтому особые требования предъявляются к электронным компонентам и конструкции контроллера. Такие же высокие требования предъявляются к электромагнитной совместимости: чувствительности к внешним помехам и ограничению излучения собственных высокочастотных помех.
Если рассматривать структуру современного контроллера, то видно, что он состоит из следующих основных частей:
процессорная часть (микроЭВМ);
формирователи входных сигналов;
формирователи выходных сигналов;
источник питания.
Процессорная часть контроллера является той частью, где происходит все самое основное в работе контроллера. Основой процессорной части является однокристальная микроЭВМ. Она называется так из-за того, что большинство компонентов микропроцессорной структуры находятся на одном кристалле микросхемы (чипе). В контроллерах СУД используются 8-, 16- или 32-разрядные микроЭВМ. Разрядность — это количество бит информации, с которыми она оперирует. Основными компонентами микроЭВМ являются:
центральный процессор, который производит выборку команд и данных из памяти программ и памяти данных, производит арифметические и логические операции над данными, управляет сигналами на внутренней шине адреса и данных;
постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). Это место, где хранится программа и данные в виде констант. Программа — это переведенная на язык машинных кодов микроЭВМ совокупность всех алгоритмов управления СУД. Данные представляют собой калибровочные таблицы констант, которые участвуют в процессе расчетов или выбираются как управляющие параметры. Для разных типов СУД, использующих одинаковые контроллеры, записывается своя программа или свой набор данных. Информация в ПЗУ может храниться сколь угодно долго, независимо от того, работает контроллер или хранится на складе. Для записи программы и данных используются специальные устройства, которые называются программаторами;
оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). Представляет собой область памяти, где хранятся данные, которые в процессе работы изменяются. Это могут быть промежуточные результаты вычислений или значения, полученные от датчиков. В отличие от ПЗУ, информация в ОЗУ теряется после выключения питания контроллера. Чтобы сохранить данные, которые накапливаются в процессе работы контроллера и участвуют в расчетах как параметры адаптации алгоритмов к конкретному двигателю, в контроллерах существует так называемое энергонезависимое ОЗУ. Оно запитывается от отдельного источника питания, подключаемого непосредственно к аккумуляторной батарее. В режиме хранения это энергонезависимое О3У потребляет очень незначительное количество энергии, что не может привести к разряду батареи, так как ток потребления в этом случае сравним с током саморазряда. Недостатком такого типа энергонезависимого ОЗУ является то, что процесс адаптации возобновляется каждый раз после отключения питания от аккумулятора. На старых типах СУД так оно и было, и в “Руководстве по эксплуатации” существовало строгое предупреждение о недопустимости отключения. Для устранения этого недостатка в современных контроллерах СУД используют новый тип энергонезависимого ОЗУ, который для хранения информации вообще не требует никакого дополнительного источника питания;
АЦП — аналогово-цифровой преобразователь. Однокристальная микроЭВМ не может работать с аналоговыми сигналами, поэтому в АЦП происходит:
дискретная выборка мгновенных значений непрерывного аналогового сигнала и преобразование их в цифровой код (обычно 8 или10 двоичных разрядов);
порты ввода/вывода. Служат для организации взаимодействия микроЭВМ с другими компонентами контроллера. Через них происходит считывание входных и выдача выходных сигналов и информации;
таймеры/счетчики — это устройства, необходимые для измерения интервалов времени или подсчета числа событий;
генератор тактовой частоты. Вырабатывает тактовые импульсы синхронизации работы всей системы. От точности его работы зависит точность измерения всех интервалов времени.
Формирователи входных сигналов
Сигнал от датчика — это не что иное, как преобразованное в электрический сигнал значение физической величины (например, температуры охлаждающей жидкости). В контроллере СУД этот сигнал проходит через формирователь, где происходит согласование уровней (усиление или ослабление) — преобразование до той величины, которая необходима для нормальной работы процессорной части. Кроме того, входные формирователи выполняют защитную функцию от перенапряжения. Различают формирователи дискретных, аналоговых и частотных сигналов.
Дискретные сигналы — это сигналы, значение которых во времени меняется скачкообразно. Например, сигнал включения зажигания или сигнал запроса кондиционера. Такие сигналы поступают после преобразователей напрямую в процессорную часть на входы портов ввода/вывода.
Аналоговые сигналы — это сигналы, значение которых во времени непрерывно меняется. Например, сигнал с датчика массового расхода воздуха или с датчика положения дроссельной заслонки. Эти сигналы после предварительной обработки поступают в процессорную часть на входы АЦП.
Частотные сигналы — это сигналы, частота изменения которых несет информацию об изменении физической величины, измеряемой датчиком. Например, частота сигнала с датчика положения коленвала пропорциональна скорости вращения двигателя. Для дальнейшей обработки таких сигналов важно, чтобы эти сигналы не имели импульсных помех. Во входном формирователе частотный сигнал ограничивается по амплитуде (амплитудное значение такого сигнала не несет необходимой информации) и поступает в процессорную часть на вход таймера/счетчика.
Формирователи выходных сигналов
Эти формирователи преобразуют сигналы с портов ввода/вывода процессорной части в сигналы достаточной мощности для непосредственного управления исполнительными устройствами. Выходные формирователи — это современные микросхемы (драйверы), которые, кроме основных функций, усиления по мощности, еще выполняют функции защиты выходов контроллера от замыкания на массу или на плюс батареи, а также от перегрузки. Эти драйверы называют “интеллектуальными”, так как в случае ненормальной работы, когда срабатывают защитные функции, они информируют процессор об этом. В контроллере используются различные типы формирователей выходных сигналов в зависимости от необходимой мощности.
Формирователь канала диагностики необходим для согласования уровней электрических сигналов диагностического оборудования с уровнями сигналов процессора.
Источник питания
Поскольку процессорная часть и микросхемы формирователей имеют рабочее напряжение питания +5 вольт, в контроллере предусмотрен источник питания. Он выдает стабильное напряжение при изменении напряжения в бортовой сети в широком диапазоне. Просадка напряжения до 6 вольт во время холодного пуска двигателя с не полностью заряженной батареей не приводит к отключению контроллера СУД. От внутреннего источника питания контроллера также запитывают некоторые датчики системы управления.
Читать далее
Вернуться в начало