Система "Mono-Motronic" представляет собой комплексную систему управления бензиновым двигателем для легковых автомобилей среднего потребительского класса. В ее состав входят компоненты электроискрового зажигания и центрального одноточечного впрыска топлива.
Основные функции системы названии системы — "Motronic" (от MOnoelekTRONIC — единое электронное управление).
Как только в различные системы управления автомобильным двигателем стали внедрять электронную автоматику, сразу стало ясно, что многие функции этих систем одинаковые. Например, для нормального функционирования системы зажигания требуется постоянно определять частоту вращения и нагрузку двигателя. Но то же самое необходимо определять и при работе системы впрыска. Функцию определения частоты вращения двигателя выполняет датчик Холла или любой другой бесконтактный электроимпульсный датчик. Таким образом, датчик частоты вращения становится общим для двух электронных систем автоматического управления на двигателе. Совершенно очевидно, что создавать две во многом одинаковые системы управления нецелесообразно. Проще и дешевле все функции управления двигателем свести в единую систему. Так на автомобильных двигателях появились ЭСАУ — комплексные электронные системы автоматического управления*.
• Система "Mono-Motronic", функциональная схема которой показана на рис. 15.1, является типичным представителем ЭСАУ для двигателей легковых автомобилей не выше среднего потребительского класса.
Как видно из рисунка, в эту систему интегрированы функции двух систем управления — системы зажигания и системы моновпрыска топлива. Поэтому второе слово это факт, что электронный блок 27 выполнен в виде моноблока для двух систем управления. Система разработана фирмой BOSCH на основе системы впрыска "Mono-Jetronic" и системы зажигания (TSZ). Начиная с 1978 года система "Mono-Motronic" устанавливалась на тех же легковых автомобилях, что и система "Mono-Jetronic".
I По принципу действия система "Mono-Motronic" мало чем отличается от своих прототипов. Главный функциональный блок — центральный впрыскивающий узел 8, в обеих системах один и тот же. Но в компонентном составе систем есть принципиальные отличия. Если система оборудована механическим датчиком-распределителем, то теперь он не содержит вакуумного регулятора, функции которого выполняет датчик 14 положения дроссельной заслонки.
Но чаще в системе "Mono-Motronic" датчик-распределитель отсутствует, а его функции выполняют два новых устройства: индуктивный датчик коленвала 25 и многоканальный модуль зажигания 26. Контроллер 27 системы "Mono-Motronic" помещен в такой же защитный кожух, как и системы "Mono-Jetronic". Внешнее отличие контроллеров сводится к различию соединительных разъемов по числу выводов: в "Mono-Motronic" 35 выводов, а в "Mono-Jetronic" — 32.
Наиболее существенным является отличие в подсистемах топливоподачи. Так, система впрыска в "Mono-Motronic" (для автомобилей с ДВС объемом до 1,6 л) оборудована подсистемой дополнительной подкачки бензина. В бензобаке 1 установлен вспомогательный подкачивающий электробензонасос 2 (см. рис. 15.1). Этот насос обеспечивает давление 0,25 бара и прокачивает около 65 л в час (при напряжении 12 В и токе 2 А). Второй (основной) электробензонасос 3 расположен под днищем автомобиля рядом с бензобаком. Этот насос потребляет I ток 5 А при напряжении 12 В и создает рабочее давление в прямой топливоподающей магистрали 1,2...1,5 бар (производительность 80 л/ч).
Несколько измененная подсистема топливного питания оборудована двумя электробензонасосами 4 и 12, а также двумя топливными фильтрами 10 и 13, один из которых (10) используется как резервная емкость (200 мл). Назначение резервной емкости — обеспечивать топливом систему впрыска при значительном боковом крене автомобиля (более 40°) и при прохождении поворотов на большой скорости. Интересно отметить, что обратный слив топлива производится не прямо в бензобак, а через резервную емкость 10. Этим обеспечивается снижение нагрузки на подкачивающий бензонасос 4 и уменьшение потребляемого им тока.
На автомобилях с вертикальным бензобаком (например, на "Audi-80") подкачивающий насос и второй фильтр с резервной емкостью не применяются.