Комплексная система управления качеством подвижного состава базируется на стандарте предприятия, разрабатываемом в полном соответствии с государственными отраслевыми стандартами, а также отраслевыми положениями, руководствами, методическими указаниями, инструкциями и другими нормативно-технологическими документами, утвержденными в установленном порядке. СТП являются организационно-методической основой системы управления, определяющими механизм управления качеством ПС предприятия, и разрабатываются, как правило, соответствующими подразделениями ПАТ с привлечением в необходимых случаях вузов, ПТВ и др.
СТП по управлению качеством ПС подразделяются на основные, общие и специальные.
Основной стандарт характеризует систему управления качеством в целом и разрабатывается на начальном этапе создания системы.
Общие СТП реализуют общесистемные вопросы информационного обеспечения, порядок разработки, оформления, утверждения и внедрения стандартов предприятия.
Специальные СТП устанавливают требования к номенклатуре и значениям показателей качества при выполнении Д, ТО, TP; методы их определения и оценки, регламентируют выполнение функций управления качеством ПС и организацию трудовой деятельности персонала предприятия. На каждом конкретном АТП состав стандартов предприятия определяется с учетом детализации выполняемых функций как по объектам управления, так и по видам работ.
Специальные стандарты предприятия по выполняемым функциям в системе управления качеством должны отражать следующие вопросы.
По функции планирования повышения качества ПС в специальных СТП должны предусматриваться: номенклатура показателей деятельности АТП и его подразделений, направленных на повышение качества подвижно-то состава; методы установления числовых значений этих показателей; порядок включения планируемых показателей в плановую документацию; определение структуры и формы плана (месячного, годового) повышения качества; организация оперативного планирования повышения качества ПС; порядок разработки и обоснования плана мероприятий (включая образование фондов материального стимулирования), направленных на достижение планируемых показателей качества.
По функции подготовки производства ТО и TP в СТП необходимо предусмотреть: порядок и методы определения численности производственного персонала; номенклатуру и численность оборудования подразделений, обеспечивающих подготовку производства; порядок и методы организации подготовки производства ТО и TP; порядок внедрения новых методов организации подготовки производства; порядок и организацию подготовки производства по разрабатываемым нестандартным элементам, изготавливаемым силами предприятия; порядок и организацию восстановления элементов автомобиля; обеспечение требований государственных стандартов в части, касающейся автотранспортных предприятий; порядок оформления изготовленной и восстановленной продукции и соответствующий документооборот; порядок и организацию деятельности промежуточного склада; организацию контроля качества восстановленных элементов автомобиля.
По функции производства ТО и TP стандарты предприятия должны предусматривать: методику расчета производственного персонала бригад Д, ТО и TP; типовой перечень оборудования для производства Д, ТО и TP; организацию и порядок внедрения новых методов ТО и TP, направленных на повышение качества ПС; организацию технологических процессов ЕО, ТО-1, ТО-2 с принятыми периодичностями и нормативами трудоемкости ТО и TP; определение операции, сопутствующей TP при выполнении ТО-1 и ТО-2; организацию специализаций постовых работ TP; возможные пути механизации и автоматизации процессов ТО и ТР.
По функции материально-технического обеспечения СТП должны предусматривать: порядок и сроки определения потребности предприятия в материалах и оборудовании, своевременность их получения и распределения внутри предприятия; регламентацию материальных потоков по подразделениям предприятия; порядок транспортирования, приема и хранения материально-технических ресурсов и контроля за качественным состоянием запасов и их расходованием; рациональную организацию складского и внутритранспортного хозяйства; порядок и организацию взаимодействия со снабженческо-сбытовыми организациями, предприятиями-поставщиками по качеству материалов, запасных частей, автомобилей; порядок транспортировки, приемки, хранения и передачи ремонтного фонда в производство; организацию приемки, хранения и передачи в эксплуатацию вновь получаемых автотранспортных средств; порядок и организацию предъявления рекламаций поставщикам автотранспортной техники.
По функции контроля и диагностирования технического состояния ПС и других процессов стандарты предприятия должны содержать: порядок проведения и организацию входного контроля (диагностирования) качества автомобилей, оборудования, материалов и комплектующих изделий; порядок проведения текущего диагностирования технического состояния ПС при выполнении ТО и TP; порядок проведения и организации оперативного контроля качества процессов ТО и TP и труда рабочих; порядок проведения и организацию контроля использования автомобилей водителем; порядок проведения и организацию приемочного контроля работы бригад, участков, цехов, филиалов, отдельных этапов работ, обслуженных и отремонтированных автомобилей; учет и анализ брака.
По функции информационного обеспечения в СТП должны быть предусмотрены: состав, источники и порядок получения информации, методы ее обработки, хранения, корректирования и использования; состав необходимых нормативов, стандартов, используемых в отрасли; необходимая документация, используемая в производственно-технической службе предприятия, а также в других подразделения ПАТ, связанных с работоспособностью автомобилей.
По функции затрат и обеспечения эффективного использования подвижного состава СТП должны обеспечивать: выявление затрат на автомобили, связанные с техническим состоянием ПС; выявление факторов, влияющих на изменение технического состояния ПС и соответствующих затрат; методы снижения расходов и затрат на эксплуатационные материалы и другие материально-технические ресурсы, используемые подвижным составом.