Система управления технической готовностью подвижного состава автомобильного транспорта включает комплекс взаимно связанных и взаимно зависимых организационных, технических, экономических и социальных мероприятий, направленных на поддержание заданного (оптимального) коэффициента технической готовности парка при наименьших затратах на материально-технические ресурсы, обеспечивающих выполнение плановых заданий по объему перевозочного процесса в ПАТ.
Система управления технической готовностью и затратами на материально-технические ресурсы подвижного состава автомобильного транспорта включает в себя следующее компонентное обеспечение:
информационное (нормативное, документальное, методическое);
персонал, выполняющий определенные функции в системе;
контрольное (диагностическое) по функциям определения элементов подвижного состава, производственных, экономических и других процессов предприятия;
средства контроля процессов и связи в подразделениях системы управления, а также обработки и хранения информации;
материально-техническое обеспечение.
Процесс управления технической готовностью автопарка детализирован по структуре подсистем управления: периодичностью ТО и TP; объемами ТО и TP; запасами элементов систем; ресурсом автомобиля; затратами на шины; рациональным и экономичным расходом и затратами на топливо; затратами на ТО и ТР.
Современное предприятие автомобильного транспорта является иерархической системой управления с широкой сетью внутренних и внешних связей, обусловленных необходимостью получения конечного результата — выполнения заданного объема перевозок с наименьшими затратами на эксплуатацию.
Суммарная эффективность ПАТ зависит от многих факторов, действующих как внутри предприятия по подготовке подвижного состава к выпуску на линию, так и вне его — по обеспечению выполнения запланированного объема перевозок.
Для успешного выполнения плановых заданий необходимо упорядочение деятельности всех подразделений предприятия. Инструментом, регламентирующим и упорядочивающим деятельность подразделений предприятия, являются стандарты предприятия (СТП) — основной нормативно-управляющий документ, обеспечивающий четкое функционирование и взаимосвязь структурных подразделений предприятия.
Конечный результат функционирования системы оценивается качественными показателями, заложенными в стандартах предприятия, разрабатываемых на основе ГОСТ 10-68 и ГОСТ 14-68.
Для предприятий автомобильного транспорта система управления качеством должна представлять совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества подвижного состава (ПС) в процессе его технической эксплуатации и линейной работы.
Управление качеством ПС является неотъемлемой частью управления ПАТ в целом и осуществляется каждым функциональным подразделением предприятия.
В процессе управления качеством ПС разрабатываются и выполняются мероприятия технологического, производственного, организационного, экономического и социального характера, предусматривающие: повышение качества ПС при полном соответствии выполняемых объемов работ по диагностированию, ТО и TP требованиям нормативно-технологической документации; совершенствование организационных и технологических процессов проведения ТО и TP; оперативность планирования периодичностей Д и ТО; корректирование режимов ТО и TP на основе диагностической информации; повышение уровня механизации с автоматизацией процессов (производственных) на предприятии; оптимальный уровень запаса элементов автомобилей; совершенствование организации и методики контроля качества работ ТО и TP, проводимых с ПС; организацию сбора, обработки, использования и хранения информации о качестве работ, проводимых с ПС; оптимизацию затрат на запасные части, материалы, топливо и шины по каждой единице ПС; повышение квалификации рабочих, ИТР и организацию их обучения прогрессивным методам и формам повышения качества ПС; совершенствование форм материального и морального стимулирования рабочих и ИТР за повышение качества выполняемых работ; улучшение условий труда производственно-технического персонала; усиление ответственности рабочих, водителей и ИТР за недобросовестную работу в своих подразделениях.