Под понятием "офис" имеются в виду кабинеты работников техцентра, помещения для переговоров и заседаний и т. п. Офис сервис-менеджера 10—15 м2.
Офис приемщика должен выходить на участок приемки, содержать картотеку "сервисной истории клиентов", графики работ и т. д. В нем происходят контакты заказчиков с расчетчиком. Площадь рекомендуется 6 м2 для одного, плюс 3 м3 для каждого следующего сотрудника.
Диспетчерскую желательно располагать так, чтобы из нее видны были все ремонтные посты, может быть, на антресолях. Рекомендуемая площадь — 5 м2 на каждого человека.
Офис сервисной службы располагают рядом с офисом менеджера. Рекомендуется площадь — 8 м2 для одного и 5 м2 для каждого следующего сотрудника.
Кассу, выписывающую счета и получающую оплату, как правило, и за сервис, и за продажи склада запасных частей, располагают рядом с кабинетом приемщика и расчетчика, рекомендуемая площадь — 3 м- на каждого сотрудника.
Для кладовки бланков, регистраторов и т. п. рекомендуют площадь не менее 5 м2.
Рекомендуют иметь комнату для собраний и обучения, площадью 2 м2 на каждого ожидаемого участника.
Зал ожидания площадью примерно 2,5 м2 на расчетное число клиентов рекомендуют размещать вблизи демзала и кассы. Он должен быть уютным, иметь хорошую мебель, газеты и журналы, телевизор, рекламные материалы, каталоги машин, плакаты, витрины принадлежностей, бар с чаем и напитками.
Санитарные помещения необходимы работникам техцентра как во время перерывов, так и для их личной гигиены: помещения для пребывания работников во время перерывов в работе, раздевалки, умывальни, душевые и туалеты.
Размеры помещения для пребывания работников во время перерывов в работе должны позволять их дополнительное использование в качестве помещения для проведения курсов обучения работников техцентра или же для их питания.
Для организации питания при численности работающих в одной смене 30 чел. и более следует предусматривать буфет с отпуском горячих блюд, при численности менее 30 чел. — комнату приема пищи.
Для столовой, часто она же зал для обучения и собраний, выделяют не менее 10 мг, или из расчета 1,2 мг на человека плюс 5 м2 на кухню или угол под нее. Под кухней понимается всего лишь помещение или угол для обычной и микроволновой электропечей, электрической мойки, раковины и стола. Имеется в виду, что сотрудникам нужно лишь разогреть принесенную с собой еду и приготовить чай или кофе.
Размер санитарных помещений определяется числом работников. Необходимая площадь на одного работника составляет 4 мг. Санитарно-технические помещения должны быть светлыми, чистыми и приветливыми, а также хорошо проветриваемыми. Помещения нужно оборудовать практичным оснащением. Стены, покрытые кафельными плитками, и плиточные полы облегчают уборку. Желательно, чтобы расстояния между этими помещениями и местами работы были как можно короче.
Обычно предусматривают отдельные туалеты для клиентов в демзале или рядом, для служащих и рабочих — недалеко от их рабочих мест.
Для работников предприятия должны предусматриваться санитарно-бытовые помещения в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, государственных стандартов, других нормативных актов. Гардеробные (за исключением гардеробных для уличной одежды), душевые, умывальные и уборные должны быть отдельными для мужчин и женщин.
При количестве работающих в организации менее 20 человек количество санитарно-бытовых помещений может быть сокращено или они могут быть объединены, на что должно быть разрешение регионального органа Госсанэпиднадзора России.
Стены, перегородки и полы в гардеробных, умывальных и уборных (кроме уличных), помещениях для личной гигиены женщин, помещениях для чистки одежды, в которых требуется мокрая уборка, должны быть облицованы материалами, допускающими их легкую очистку и мытье горячей водой с применением моющих средств. В районах Крайнего Севера полы в этих помещениях, если они расположены на первом этаже, должны иметь обогрев.
Гардеробные должны быть оборудованы вешалками открытого типа или шкафами для хранения уличной, домашней и спецодежды.
Шкафы для хранения различных видов одежды могут быть запираемыми или открытыми (т. е. не огражденные с лицевой стороны) с отделениями, каждое из которых должно быть оборудовано штангой для плечиков, местами для головных уборов, обуви, туалетных принадлежностей, а в необходимых случаях и для средств индивидуальной защиты.
Количество мест для хранения одежды в гардеробных
определяется:
для уличной — равным количеству работающих в двух наиболее многочисленных смежных сменах;
для домашней и спецодежды — равным списочному количеству работающих в организации.
При гардеробных должны быть помещения для сушки спецодежды, спецобуви, оснащенные соответствующим оборудованием.
Кладовую для загрязненной одежды, как правило, необходимо располагать так, чтобы транспортировка загрязненной одежды из кладовой производилась, минуя другие бытовые помещения.
В организациях, где работникам выдается теплая спецодежда, при гардеробных должны предусматриваться кладовые для ее хранения а летний и переходные периоды года. Допускается эти кладовые объединять с кладовыми для чистой спецодежды.
Для первой группы производственных процессов при численности работающих не более 20 человек в смену кладовые спецодежды допускается не предусматривать.
Отделения шкафов должны иметь следующие размеры: глубина — 500 мм, высота — 1650 мм, ширина — 250, 330, 400 мм (в зависимости от группы производственных процессов и климатического района, в котором расположено предприятие).
В гардеробных должны предусматриваться скамьи шириной 300 мм, располагаемые у шкафов по всей длине их рядов.
Расстояние между лицевыми поверхностями шкафов и стеной или перегородкой принимается в зависимости от количества шкафов в ряду по одной стороне прохода:
до 18 — 1400/1000 мм;
от 18 до 36 — 2000/1400 мм
(в знаменателе дается ширина прохода между рядами шкафов без скамей).
Умывальные могут иметь индивидуальные или групповые умывальники.
Количество кранов в умывальных и душевых сеток в душевых для работающих в организации должно устанавливаться исходя из группы производственных процессов и расчетного количества человек на один кран (душевую сетку).
В зависимости от характера производства до 40% расчетного количества умывальников допускается размещать в производственных помещениях вблизи рабочих мест, а также в тамбурах при уборных.
При наличии горячей воды все умывальники должны быть оборудованы смесителем горячей и холодной воды.
В умывальных должны быть предусмотрены крючки для полотенец и одежды, сосуды для жидкого мыла или полочки для кускового мыла. Около умывальников должно быть всегда в достаточном количестве мыло и сухое чистое полотенце или электрополотенце.
В предприятиях, где возможно воздействие на кожу вредных веществ, работники обеспечиваются смывающими и обезвреживающими веществами. Не допускается использовать (для этой цели стиральные порошки).
Душевые оборудуются открытыми кабинами, ограждаемыми с трех сторон, индивидуальными смесителями горячей и холодной воды, а также полочками для туалетных принадлежностей. Кабины должны быть отделены друг от друга перегородками из влагостойких материалов высотой от пола 1,8 м, не доходящими до пола на 0,2 м. Размеры открытых душевых кабин в плане должны быть не менее 0,9x0,9 м.
До 20% душевых кабин допускается предусматривать закрытыми.
При душевых могут устраиваться парильные помещения и микробассейны.
Преддушевые, предназначенные для вытирания тела и переодевания, должны быть оборудованы скамьями шириной 0,3 м и длиной 0,8 м на одну душевую сетку. Над скамьями должны быть крючки для одежды и полочки для туалетных принадлежностей. Расстояние между рядами скамей должно быть не менее 1 м.
При количестве женщин, работающих в наиболее многочисленной смене от 15 до 100, в организации должно быть предусмотрено помещение для гигиенического душа (кабина размерами в плане 1,8x0,9 м, размещаемая в женской уборной со входом из тамбура уборной). При большем количестве работающих женщин должна быть выделена комната для личной гигиены женщин из расчета 75 человек на комнату.
Площадь курительной должна определяться из расчета 0,03 м2 на одного мужчину и 0,01 мг на одну женщину, работающих в наиболее многочисленной смене, но не менее 9 м
В санитарно-бытовых или производственных помещениях могут выделяться помещения для отдыха из расчета 0,2 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 18 м.
В организациях со списочным количеством работающих менее 300 человек следует предусматривать медицинские пункты. Площадь медицинского пункта должна приниматься:
12 м2 — для списочного количества работающих до 150 чел.;
18 м2 — для списочного количества работающих от 151 до 300 чел.
В организациях со списочным количеством работающих более 300 человек должны предусматриваться фельдшерские или врачебные здравпункты, состав и площадь которых предусматриваются действующими строительными нормами и правилами и иными нормативными актами.
При количестве работающих в наиболее многочисленной ; смене 200 человек и более следует предусматривать столовую, как правило, приготавливающую блюда из полуфабрикатов, а при меньшем количестве работающих — столовую- раздаточную (буфет) с отпуском горячих блюд, доставляемых из других — организаций общественного питания.
При количестве работающих в наиболее многочисленной смене менее 30 человек допускается предусматривать комнаты для приема пищи из расчета 1 м2 на одного человека, на не менее 12 м2, которые должны быть оборудованы умывальником, стационарным кипятильником, плитой для подогрева пищи, холодильником и объединять их с помещениями для отдыха. В этом случае площадь этого помещения принимается из расчета 1,3 м2 на каждое посадочное место.
Цеха и производственные участки должны обеспечиваться питьевой водой. Для снабжения питьевой водой следует предусматривать автоматы, фонтанчики, закрытые баки с фонтанирующими насадками или другие устройства.
Расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до уборных, курительных, помещений для обогревания, устройств питьевого водоснабжения должно быть не более 75 м, а от рабочих мест на открытых площадках организации — не более 150 м.
Количество санитарных приборов — унитазов и писсуаров в уборных должно приниматься из расчета один санитарный прибор на 15 человек в наиболее многочисленной смене. Вход в уборную должен быть через тамбур. При уборных предусматриваются умывальники из расчета один умывальник на 4 унитаза и на 4 писсуара, но не менее одного умывальника на каждую уборную.
В мужских уборных допускается применять взамен индивидуальных лотковые писсуары с настенным смывом.
Наружные уборные стационарного типа, устраиваемые на не канализованных участках, не должны загрязнять водоносные горизонты. Уборные должны освещаться в темное время суток.
У наружного входа в санитарно-бытовые помещения должны быть установлены устройства для очистки обуви от грязи.
Продолжение Подключение к инженерным сетям