Занимаясь организацией или расширением автосервиса нельзя забывать, что купленное оборудование и принятые на работу работники это далеко не все компоненты, которые необходимы для организации работы СТО. Как правило, один из самых необходимых компонентов – это информационное обеспечение СТО. Отдельные руководители СТО пытаются утолить информационный голод книгами и компакт-дисками из магазинов и рынков, которые рассчитаны на автолюбителей и содержат информацию по отдельной модели автомобиля определенных годов выпуска. Эти попытки обречены на неудачу по нескольким причинам. Одной из них является то, что данные книги предназначены именно для частного, а не профессионального использования - в них отсутствуют такие важные аспекты ремонта, которыми должен владеть профессионал и самое главное – отсутствие диагностики.
Выходом из данной ситуации является приобретение профессиональной литературы и электронных информационных баз данных по диагностике и ремонту автомобиля, а также прочего программного обеспечения, предназначенного для автоматизации работы автосервиса.
Управленческо - учетное программное обеспечение (ПО) - к этому классу относится бухгалтерское ПО, ПО автоматизации бизнес-процессов, ПО ведения складского учета, ПО учета рабочего времени, ПО подготовки и учета заказ - нарядов и пр. Многие из программных продуктов обеспечивают интеграцию с каталогами запасных частей на российском рынке представлено большое количество программных продуктов для решения этих задач - как автономных, так и являющихся надстройками к универсальным системам (например, продуктов на базе платформы 1С). Вот "для затравки" несколько ссылок - продукты компании "Автодилер", внедренческого центра 1С-Рарус, компании "BVS Logic", компании "VERDI", система "TurboService", система "LogicStar-Avto", система "АИС@".
ПО специализированного оборудования - сюда относится программное обеспечение сканеров, мотор - тестеров, ПО для работы с газоанализаторами и дымомерами, ПО для чип - тюнинга, ПО для измерительных систем кузовного ремонта и т.п. Программное обеспечение этого класса выполняет не только свои основные (диагностические), но и справочные, обучающие функции.
Некоторое ПО специализированного оборудования может использоваться и отдельно - например, программа Autorobot Data System для известного одноименного комплекса правки кузовов с электронной измерительной системой может использоваться отдельно как справочная система по контрольным точкам и размерам кузовов.
Основное справочное ПО - сюда можно отнести информационно-справочные базы данных по диагностике и ремонту, электронные каталоги запчастей, справочники нормо-часов, справочники по геомерическим размерам автомобилей и т.п. Такие базы, как и оборудование, делятся на два больших класса - дилерские (авторизованные, оригинальные, первичные) и неавторизованные (вторичные, неоригинальные, как правило, мультимарочные).
Дилерские базы данных включают в себя информацию по одной или нескольким родственным маркам автомобилей и подготовлены самим автопроизводителем. Информация приводимая в них по отдельной марке автомобиля наиболее полная и достоверная. Соотвественно, не дилерские станции могут приобрести эту информацию только у пиратов, что может повлечь за собой уголовную ответственность. Наибольшую известность приобрели дилерские базы по диагностике и ремонту VW-Audi (ELSA), BMW (BMW TIS, BMW WDS), Ford (Ford TIS), Mercedes (Mercedes WIS), Opel (Opel TIS), Renault (Dialogys), Volvo (VADIS) и пр., а также каталоги запчастей VW-Audi (ETKA), BMW (BMW ETK), Mercedes (Mercedes EPC) и пр.
Мультимарочные базы включают информацию сразу по многим маркам автомобилей. Мультимарочность базы не исключает того, что в ней содержатся и некоторые дилерские материалы. Наиболее известными продуктами являются базы по диагностике и ремонту BOSCH ESI[tronic], Alldata, Autodata, Mitchell-on-Demand, Atris WM-KAT-Technik, Open@Car, WorkShop, CAPS, ATSG и др.
К сожалению, лицензионные версии этих баз в России мало доступны в плане приобретения как по официальным распространителям так и по цене - известны два основных официальных распространителя - это фирма BOSCH (база ESI[tronic]) и фирма Легион-Автодата (база Autodata). Стоимость лицензионных продуктов также создает непреодолимый барьер перед мелкими и средними станциями - около 980 долл. за полную версию базы Autodata и от некольких тысыч евро за годовой абонемент на полный ESI[tronic]. Это далеко «на по карману» как индивидуальным предпринимателям, так и малым предприятиям (ООО). Контрафактные версии мультимарочных баз предлагаются десятикратно меньшие суммы - от 30 до 250 долл.
Мультимарочные базы могут быть неспециализированными и специализированными. Каждая база содержит разное количество информационных разделов. –
Как правило мультимарочные базы содержат следующую информацию:
Technical data – содержит различные регулировочные данные по автомобилям. В базах имеются множества различных параметров, нормативов и прочего;
Repair times – здесь содержатся основные нормы времени на ремонтные и регулировочные операции. Эта часть может быть "встроена" в базу (Autodata) и поставляться как дополнительный модуль и поставлять самостоятельно;
Maintenance и Service schedules – это сервисные интервалы и описания сервисных операций;
TSB (Technical Service Bulletins) - технические сервисные бюллетени - руководства и рекомендации от автопроизводителей по устранению конкретных типичных неисправностей. Эти руководства содержатся практически по всех дилерских базах (Ford TIS, Opel TIS, BMW TIS), а также в некоторых мультимарочных базах (например, в Mitchell on Demand и Alldata). Также в мультимарочных базах, например в базе AutoData, встречается аналогичный по назначению раздел Trouble shooter (разрешение конкретных неполадок). Зачастую руководства по устранению неисправностей представляются в виде алгоритмов или блок-схем (такие блок схемы можно купить и отдельно в виде книги - Блок-схемы поиска неисправностей в системах впрыска и зажигания бензиновых двигателей.