ГЛАВНАЯ  ОБ АВТОРЕ  НОВОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ  КОНТАКТЫ  КАРТА САЙТА  КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ  

Задачи автосервиса
Перспективы автосервиса
Конкурентоспособность предприятий автосервиса
Развитие сферы услуг в РФ (Рост автомобилизации в РФ)
Отечественный автомобильный сервис
Рынок автосервисных услуг (Подсистема торговли)
Подсистема обеспечения технической эксплуатации автомобиля
Статистики автомобильного транспорта и ее методология
Формирование рынка транспортных и автосервисных услуг
Классификация предприятий автомобильного транспорта
Подсистема автотуризма
Об автомобильной промышленности России
Направления развития автомобильных конструкций
Привлечение инвесторов

 

 

 

Статистики автомобильного транспорта и ее методология

Важнейший вклад в решение основных задач экономического и социального развития страны вносит успешная работа отраслей производственной инфраструктуры, в первую очередь грузового транспорта.

Транспорт связывает процесс производства и сферу обращения, он активно влияет на процесс воспроизводства, объединяет все отрасли экономики в единый комплекс, является неотъемлемой частью производительных сил. От успешной деятельности транспорта зависит размер запасов сырья, материалов, топлива у производителей и потребителей, объем товаров, находящихся в процессе перемещения, количество и емкость баз, складов, терминалов. Снижение себестоимости грузовых перевозок ведет к снижению тарифов, следовательно, к уменьшению себестоимости продукции потребителей транспортных услуг.

Не менее важную роль в социальной и экономической жизни страны играют пассажирские перевозки, связанные с личными потребностями населения, производственными и общественными нуждами. Пассажирский транспорт влияет на развитие производства и его эффективность, подъем материального и культурного уровня жизни населения, сглаживание культурно-бытовых различий между городом и сельской местностью.

Распределение как грузовых, так и пассажирских перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Так, автомобильный транспорт используется при перевозке грузов в городах и районах на короткие расстояния, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов. Он обладает высокой мобильностью, маневренностью, проходимостью, скоростью доставки. По объему перевозки грузов автомобильный транспорт занимает третье место среди других видов после железнодорожного и трубопроводного. Практически любой транспортный процесс начинается и заканчивается автомобильным транспортом.

Автомобильный транспорт, обладая меньшей провозной способностью, но являясь более мобильным, выполняет перевозку пассажиров в городах, пригородах, внутри районов, а также между городами. На долю автомобильного транспорта приходится около 50% общего числа перевезенных пассажиров.

Главная задача, стоящая перед работниками транспорта, — своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей страны в перевозках и повышение экономической эффективности работы каждого предприятия и отрасли в целом. Основой работы предприятий автомобильного транспорта должно стать не только выполнение достаточного объема перевозок, но главным образом своевременное и качественное обслуживание предприятий различных отраслей экономики и населения, сокращение транспортных издержек и тарифов. Рыночная экономика приводит к усилению борьбы за потребителей транспортных услуг, что положительно сказывается на повышении качества предоставляемых услуг и расширении их ассортимента.

Курс на интенсификацию производства и повышение его эффективности сопровождается совершенствованием управления, прогнозирования и планирования всех сторон деятельности автотранспортного предприятия любой формы собственности. Улучшение хозяйственного руководства неразрывно связано с возрастанием роли статистики и повышением научного уровня статистических исследований. Статистика характеризует результаты производственной деятельности предприятия, наличие материальных и трудовых ресурсов и эффективность их использования, выявляет неиспользованные резервы, дает оценку конкурентоспособности предоставляемых услуг, состояния рынка транспортных услуг, обеспечивает разносторонний материал для составления текущих и перспективных проектов.

Предприятия автомобильного транспорта нуждаются в специалистах, владеющих статистической методологией, способных правильно оценивать результаты работы предприятий, что создает объективную основу для разработки организационно-технических мероприятий и принятия управленческих решений.

Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает определенное положение вещей, и употреблялся первоначально в значении слова «государствоведение». В настоящее время этот термин употребляется в нескольких значениях. Во-первых, под статистикой понимают особую отрасль практической деятельности людей, направленную на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отраслей экономики, отдельных предприятий. Во-вторых, статистикой называют науку, разрабатывающую теоретические положения и методы, используемые статистической практикой.

Между статистической наукой и статистической практикой существует тесная связь. Статистическая практика применяет правила, выработанные наукой; статистическая наука опирается на материалы практики, обобщает ее опыт, разрабатывает новые положения. Статистикой часто называют статистические данные, публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, представляющие собой результат статистической работы.

Особенность статистики в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, т.е. статистика говорит языком цифр, отображающих общественную жизнь во всем многообразии ее проявлений. Статистику интересуют те выводы, которые можно сделать на основе анализа надлежащим образом собранных и обработанных цифровых данных.

В ходе исторического развития статистической науки в ее составе обособились самостоятельные статистические дисциплины; это объясняется наличием конкретного предмета исследования и особой системы статистических показателей для его характеристики. В статистической науке выделяются следующие части: общая теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социальная статистика и ее отрасли.

Общая теория статистики разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования. Экономическая статистика исследует систему показателей, отражающих состояние экономики страны, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования.

Отрасли экономической статистики — статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов и т.д. Задачей отраслей экономической статистики являются разработка и анализ статистических показателей развития соответствующих отраслей.

Социальная статистика формирует систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений. К отраслям социальной статистики относятся статистика народонаселения, культуры, здравоохранения, науки, просвещения, права и т.д.

Статистика автомобильного транспорта — отрасль экономической статистики. Объект ее изучения — автомобильный транспорт, т.е. совокупность предприятий любой формы собственности, производственный процесс которых заключается в перемещении грузов и пассажиров. Для осуществления транспортного процесса используется подвижной состав (грузовые автомобили, автобусы, легковые автомобили) с учетом специализации и вида перевозки, средства механизации погрузоразгрузочных работ, технические средства связи, обеспечивающие руководство и контроль за работой подвижного состава на линии.

Предмет изучения статистики автомобильного транспорта — массовые экономические явления и процессы на автотранспортных предприятиях, представляющие собой результат транспортного процесса и условия (факторы) его осуществления в конкретных условиях места и времени. С помощью системы статистических показателей определяются объемы (уровни), структура, динамика и взаимосвязь результатов и факторов производственного процесса. Таким образом, статистика придает закономерностям и взаимосвязям в развитии транспорта количественное выражение.

Для характеристики результатов и факторов, их обусловливающих, необходимо создание научно обоснованной системы показателей. Статистические показатели, используемые на транспорте, включая автомобильный транспорт, подразделяются на учетно-оценочные и аналитические. Учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучаемого явления; аналитические показатели используются для характеристики особенностей развития явления, распространенности в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями. В качестве аналитических показателей используются средние величины, показатели структуры, динамики, вариации, степени тесноты связи и др.

Учетно-оценочные и аналитические показатели, образующие систему статистических показателей, должны удовлетворять требованиям:

измеримости и корректности, т.е. должны поддаваться количественному выражению и обеспечивать необходимую для практических целей достоверность отображаемого явления;

агрегируемости, т.е. возможности при сводке переходить от одного уровня к другому, более высокому уровню суммированием данных или более сложными расчетами;

аналитичности, т.е. пригодности для статистического анализа с выявлением причинных зависимостей.

Методология статистики автомобильного транспорта, как и других отраслей экономики, представляет собой совокупность общих правил (принципов) и специальных приемов и методов статистического исследования. Общие правила статистического исследования, исходящие из общих положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания, составляют теоретическую базу статистики.

Теоретический (качественный) анализ явления, основанный на социально-экономических науках и всегда предшествующий его статистическому изучению, — необходимое условие правильной организации статистического исследования и оценки его результатов. Таким образом, необходимым условием статистического изучения является понимание сущности изучаемого явления, знание законов его развития и особенностей конкретной обстановки, в условиях которой оно развивается. Так, для статистического исследования влияния отдельных фактов на изменение производительности труда работников автомобильного транспорта необходимо предварительно:

уяснить понятие производительности труда;

обосновать метод расчета показателя для данной отрасли
экономики;

определить состав факторов и характер их воздействия. Решение этих вопросов требует соответствующих знаний экономики автомобильного транспорта.

Одновременно, руководствуясь положениями социально-экономической теории, статистика обогащает экономику отрасли фактическими данными, полученными в статистическом исследовании. Статистическая информация используется для проверки, обоснования или иллюстрации теоретических положений экономической теории.

В соответствии с диалектическим методом познания статистика изучает все явления в их взаимосвязи, в движении и изменении, выделяя их различные типы и формы, вскрывая то новое, прогрессивное, что зарождается в существующем периоде и определяет направление развития. В процессе развития наряду с количественными изменениями в изучаемом явлении происходят коренные качественные изменения. Поэтому необходимо располагать методами, позволяющими изучать количественные изменения в явлениях, оценивать существенность или несущественность наблюдаемых различий, улавливать переход количественных изменений в качественные. Так, при изучении производительности труда работников автомобильного транспорта статистика определяет:

достигнутый уровень производительности труда и характеризует его динамику;

статистических показателей определяются объемы (уровни), структура, динамика и взаимосвязь результатов и факторов производственного процесса. Таким образом, статистика придает закономерностям и взаимосвязям в развитии транспорта количественное выражение.

Для характеристики результатов и факторов, их обусловливающих, необходимо создание научно обоснованной системы показателей. Статистические показатели, используемые на транспорте, включая автомобильный транспорт, подразделяются на учетно-оценочные и аналитические. Учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучаемого явления; аналитические показатели используются для характеристики особенностей развития явления, распространенности в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями. В качестве аналитических показателей используются средние величины, показатели структуры, динамики, вариации, степени тесноты связи и др.

Учетно-оценочные и аналитические показатели, образующие систему статистических показателей, должны удовлетворять требованиям:

измеримости и корректности, т.е. должны поддаваться количественному выражению и обеспечивать необходимую для практических целей достоверность отображаемого явления;

агрегируемости, т.е. возможности при сводке переходить от одного уровня к другому, более высокому уровню суммированием данных или более сложными расчетами;

аналитичности, т.е. пригодности для статистического анализа с выявлением причинных зависимостей.

Опираясь на теоретическую базу, статистика автомобильного транспорта применяет специфические методы цифрового освещения явления, которые находят свое выражение в трех этапах (стадиях) статистического исследования.

Массовое научно организованное наблюдение. С его помощью получают первичную информацию об отдельных единицах изучаемого явления. Например при статистическом изучении использования грузового автомобильного парка предприятия регистрируют заранее обусловленные признаки по каждому автомобилю — автомобиле-дни работы, автомобиле-часы нахождения в наряде, в движении, в простое под погрузкой-разгрузкой, число выполненных груженых ездок, пробег, в т.ч. с грузом, перевезено груза, объем выполненной транспортной работы. Массовое статистическое наблюдение (учет большого числа или всех входящих в состав изучаемого явления единиц) дает исходный матери
ал для статистических обобщений, для получения объективных выводов об изучаемом явлении. При использовании массовых данных в силу действия закона больших чисел случайные колебания в уровне признаков взаимопогашаются, что позволяет установить характерные черты изучаемого объекта.

Группировка и сводка материала — это расчленение всей массы единиц (случаев) на однородные группы и подгруппы, под счет итогов по каждой подгруппе и группе и оформление полученных результатов в виде статистической таблицы. Группировка
дает возможность выделить из состава всех случаев единицы разного качества, показать особенности групп и подгрупп, развивающихся в различных условиях. После группировки приступают к обобщению данных наблюдения по выделенным частям и в целом, т.е. к получению статистических показателей в форме абсолютных величин (учетно-оценочные показатели), при помощи которых измеряют объемы (размеры) явлений. Эта ступень работы носит название сводки. Например первичная информация, отражающая работу каждого грузового автомобиля, подразделяется на группы по маркам автомобилей; внутри каждой группы выделяются подгруппы по моделям автомобилей. По каждой подгруппе, а затем по группе подсчитываются итоги, отражающие результаты работы всех автомобилей, входящих в них.

Обработка статистических показателей, полученных при сводке, и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития. Выводы, как правило, излагаются в текстовой форме и сопровождаются графиками и таблицами. При обработке данных исчисляются аналитические показатели, отражающие особенности однородных групп (подгрупп), соотношения и взаимосвязи между ними. Они определяются в форме средних, относительных величин, показателей вариации, индексных показателей.

При изучении использования грузового автомобильною парка по каждой выделенной подгруппе и группе определяются специализированные показатели, отражающие различные стороны эксплуатации автомобилей. К ним относятся:

коэффициент выпуска автомобилей на линию;

среднесуточная продолжительность пребывания автомобиля на линии;

среднесуточный пробег;

коэффициент использования пробега;

коэффициент использования грузоподъемности;

средняя скорость движения автомобиля (средняя техническая и средняя коммерческая);

показатели производительности. Сопоставление этих показателей по группам и подгруппам, а также с их плановым уровнем позволит сформулировать выводы об эффективности использования автомобильного парка и ее влиянии на конечный результат  работы предприятия.

Специфический метод статистики основан на соединении анализа и синтеза. Сначала выделяются в составе изучаемого явления и раздельно изучаются части (группы и подгруппы), оценивается существенность или несущественность наблюдаемых различий в величине признака, выявляются причины различий, а затем дается характеристика явления в целом, во всей совокупности его сторон, тенденций и форм развития.

Все стадии статистической работы тесно связаны друг с другом; недостатки, возникающие на одной из них, сказываются на исследовании в целом. Строгое соблюдение правил статистической науки обязательно на всех стадиях статистического исследования.


Сцепления специальных типов Гидравлические сцепления (гидромуфты) и электромагнитные сцепления Привод сцепления Программно-информационное обеспечение СТО Система зажигания Пример оформения библиографии Сервисный цех Охрана труда Опасные и вредные производственные факторы Тормозной пневмопривод 

 
   

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование