Для легковых автомобилей населения так же, как и для подвижного состава предприятий автомобильного транспорта, применяется планово-предупредительная система ТО и ремонта, принципиальные основы которой с учетом особенностей эксплуатации индивидуальных автомобилей и прав владельца изложены в «Положении отехническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам».
Легковой автомобиль для обеспечения его работоспособности с момента выпуска до окончания срока службы подвергается соответствующим техническим воздействиям при предпродажной подготовке, в гарантийном и послегарантийном периодах эксплуатации.
В нашей стране, как и в большинстве стран мира, режим ТО легковых автомобилей регламентируется сервисной книжкой (СК), прикладываемой к автомобилю при его продаже. СК является основным документом, определяющим режим обслуживания автомобиля, а также взаимоотношения между заводом-изготовителем или его торговым подразделением и владельцем автомобиля. Режимы ТО устанавливаются заводами-изготовителями.
Положением предусмотрены два вида ремонта: текущий (ТР) и капитальный (КР) агрегатов. Капитальный ремонт полнокомплектных индивидуальных автомобилей не предусматривается. КР агрегатов может выполняться на авторемонтных предприятиях и специально оснащенных СТО, имеющих необходимое оборудование, техническую документацию и аттестованных для этой цели.
Обеспечение запасными частями. Одной из важнейших задач в поддержании автомобилей в технически исправном состоянии является обеспечение автообслуживающих предприятий и владельцев автомобилей запасными частями.
Содержание на складах СТО запасных частей на все случаи нецелесообразно и невозможно, так как номенклатура выпускаемых запасных частей для легкового автомобиля насчитывает в среднем более 8 тыс. наименований. Из них детали, лимитирующие надежность и пользующиеся наибольшим спросом, составляют около 10 %; детали, относительно часто спрашиваемые, - 30 %; детали ограниченного спроса - 60 %. Поэтому хранение запасных частей на СТО должно быть дифференцировано в зависимости от мощности и места расположения станции. На небольших государственных СТО хранят только минимально необходимое число деталей, пользующихся наибольшим спросом, в соответствии с перечнем выполняемых работ, а па областных складах и на крупных СТО - более обширную номенклатуру деталей.
Для удовлетворения потребности в запасных частях к легковым автомобилям, принадлежащим населению, существует трехступенчатая система, предусматривающая планирование и поставку запасных частей на станции обслуживания непосредственно с заводов-изготовителей автомобилей:
первая ступень предусматривает наличие центральных складов на заводах-изготовителях автомобилей. На этих складах, помимо запасных частей, изготавливаемых самим заводом, хранятся в полной номенклатуре запасные части, изготовленные заводами смежных производств для данной модели автомобиля;
вторая ступень - региональные оптовые базы, на которых хранятся запасные части по всей номенклатуре для всех марок автомобилей. На этих базах поддерживается неснижаемый запас изделий в соответствии с нормами хранения;
третья ступень - склады областных организаций, а также склады СТО, на которых хранятся запасные части в ограниченной, наиболее ходовой номенклатуре.
Кроме того, запасные части реализуются владельцам через торговую сеть магазинов, в том числе и на СТО, а также АЗС.
Производственно-техническая база системы автотехобслуживания. Для поддержания парка легковых автомобилей населения в технически исправном состоянии в стране развивается система ТО и ремонта (автотехобслуживания), которую представляют различные предприятия, осуществляющие продажу, ТО и ремонт автомобилей, производство гаражного оборудования, инструментов и принадлежностей, а также склады запасных частей. Работы по ТО и ремонту автомобилей, принадлежащих населению, выполняются на СТО, спецавтоцентрах (САЦ) и в мастерских.
Система автотехобслуживания в России располагает (на начало
1992 г.) около 1,3 тыс. СТО, САЦ, пунктов гарантийного обслуживания и мастерских с общим числом рабочих постов более 10 тыс.
Темпы роста парка легковых автомобилей опережают темпы роста производственно-технической базы системы автотехобслуживания. Поэтому увеличение объемов и видов услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, принадлежащих населению, неразрывно связано с необходимостью расширения сети предприятий автотехобслуживания.