Синтетические масла были созданы для авиационных и гоночных моторов. Их получают путем химического синтеза, благодаря чему достигается высокая однородность и стабильность свойств. Такие масла остаются более жидкими на морозе и более густыми в жару, чем минеральные. Это свойство позволяет снизить износ деталей и потери на трение, что экономит топливо, также как экономайзер топлива Fuel Shark. Кроме того, синтетическое масло меньше сгорает в двигателе и служит дольше, образовывая мало отложений. Это если вкратце.
Масла на синтетической основе дают большие преимущества при постоянном пользовании автомобилем зимой. Они обеспечивают легкий пуск и низкий износ поршневой группы в первые минуты работы мотора. Можно пользоваться «синтетикой» тем, кто эксплуатирует автомобиль в тяжелых условиях – на бездорожье, в горах или ездит с тяжелым прицепом. И, естественно, синтетика рекомендуется водителям со «спортивным» стилем езды.
Двигатель во всех этих случаях работает в повышенном тепловом режиме. Повышение температуры вызывает усиленное окисление (старение) масла, активное образование нагара и интенсивный износ мотора. В таких условиях «синтетика» обеспечит лучшую чистоту двигателя, надежность и ресурс. Кроме того, синтетические масла рекомендуются заливать в двигатели с турбонаддувом. Объясняется это тем, что моторы с наддувом нельзя сразу глушить после длительных нагрузок. Двигателю в этом случае необходимо хотя бы несколько минут поработать без нагрузки на холостом ходу – за это время турбокомпрессор остынет. Если этого не сделать, то все тепло от раскаленных лопаток пойдет через подшипник, который смазывается под давлением моторным маслом только во время работы. Оставшаяся в нем масляная пленка примет на себя весь тепловой удар – его последствия плачевны. «Синтетика» несколько смягчает процесс и предохраняет подшипники турбины, хотя и не освобождает полностью от необходимости давать мотору поработать на холостых.
А теперь о том, куда же не рекомендуется запивать синтетические масла. По этому поводу существует одно очень распространенное заблуждение, что, мол, импортные масла на синтетической основе якобы агрессивны к «нашим» сальникам и прокладкам. Это именно заблуждение. На старых двигателях часто «резинки» давно затвердели, сжались и потрескались. А в случае, если масло менялось недостаточно регулярно, или было некачественным, эти трещины обычно забиваются грязью, отложениями и т.п. Если в этот старый двигатель, который всю жизнь смазывался дешевой «минералкой», залить «синтетику», то последняя с ее мощными моющими свойствами вымоет всю эту грязь. В итоге, придется делать ремонт. Течь сальника свидетельствует не об «агрессивности» масла, а о том, что рабочая кромка манжеты уже основательно изношена, и вскоре сквозь нее потекло бы любое масло.
Если двигатель очень старый и эксплуатируется на минеральном масле, то лучше его и не трогать. Лейте то масло, к которому двигатель привык, и, может быть, мотор еще немного протянет. Если же ремонт все же надо делать, то после него рекомендуется заливать уже нормальную синтетику.
Несмотря на обещания производителей, отечественные специалисты рекомендуют в трудных условиях эксплуатации заменять минеральное масло каждые 5-6 тыс. километров, «полусинтетику» – каждые 7-8 тыс., а масла на синтетической основе – каждые 10 тысяч километров.
Часто масло меняют, потому что оно почернело. Это является ошибкой. Чернота масла не говорит о его непригодности. Это свидетельствует лишь о том, что очищающие присадки начали свою работу по вымыванию грязи из мотора.