Контроль технического состояния автомобиля (КТС) населения проводится при государственном техническом осмотре и помогает предотвращать аварии вследствие неудовлетворительного технического состояния автомобиля. Но даже при регулярной диагностике новых автомобилей российского автомобильной промышленности невозможно полностью исключить ДТП с их участием по причине неисправностей, тем более что до недавнего времени они проходили первый КТС только через два года после регистрации.
Использование инструментального контроля позволяет предупредить в 2,5—3 раза больше опасных поломок, чем визуальный осмотр транспортного средства на площадке перед зданием МРЭО. Идея о необходимости проведения техосмотра с использованием средств технического диагностирования, т.е. о прохождении автотранспортом инструментального контроля, высказывалась еще в 1970-х гг., но денег на строительство станций по всей стране не оказалось. Постановление Правительства РФ
1998 г. поэтапно вводило обязательный инструментальный контроль. К 1 июля 2005 г. весь автотранспорт должен был осматриваться с использованием средств технического диагностирования. Благодаря инструментальному контролю в России с введением диагностирования в 1999 г. на 6—15 % ежегодно сокращается число аварий из-за неудовлетворительного технического состояния автомобилей и пострадавших в них людей.
Диагностирование при КТС применяется более 40 лет. По мнению экспертов ГИБДД, если Россия откажется от инструментального контроля, то уже сегодня начнутся проблемы у отечественных международных перевозчиков, а через несколько лет для зарегистрированных у нас автомобилей вообще закроют въезд в единую Европу.
Страны, подписавшие Конвенцию ООН о дорожном движении, разработали (с участием России) и приняли Соглашение о единообразных условиях периодического технического контроля колесных транспортных средств, поэтому технический осмотр проводится примерно по одинаковым правилам.
В мире отработаны общие организационные и технологические принципы инструментального контроля. Повсюду предъявляются примерно одни и те же требования к автомобилям.
В развитых странах Западной Европы инструментальный контроль технического состояния автомобилей похож на отечественную схему. Во Франции каждый автомобиль один раз в два года проверяется по 20—25 пунктам (состояние рулевого управления, тормозной системы, фар, покрышек и т.п.); стоимость данной процедуры составляет в среднем 55 долл. Немцы за право обладания талоном техосмотра платят 35 долл. Впервые на проверку техсостояния автомобиль направляется в 3 года, впоследствии эта процедура осуществляется один раз в 2 года. В США как такового (в нашем понимании) автотехосмотра нет. Местные автовладельцы один раз в 3 года проходят «смог-контроль», выявляющий содержание вредных веществ в выхлопе автомобиля. Наряду с этим каждый год производится перерегистрация транспортного средства, и чем старше автомобиль, тем дороже эта процедура.
В России основным законодательным документом, определяющим организацию и порядок проведения технического осмотра транспортных средств, является постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.98 № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. 31.12.05, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.OS № 862).
При государственном техническом осмотре решаются такие задачи, как:
- проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- контроль допуска водителей к участию в дорожном движении (в том числе и по состоянию здоровья);
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств;
- выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест ДТП;
- государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;
- контроль за выполнением владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности;
- формирование и ведение федеральной информационной базы данных о результатах проведения государственного технического осмотра.
Транспортные средства подлежат государственному техническому осмотру со следующей периодичностью:
а) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — каждые 6 месяцев;
б) легковые и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 т, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой до 3,5 т, а также мототранспортные средства (за исключением транспортных средств, указанных в п. а и г):
- зарегистрированные в установленном порядке в Госавтоинспекции и прошедшие первый государственный технический осмотр до 31 декабря года, следующего за годом изготовления транспортного средства, — через 36 месяцев;
- с года выпуска которых прошло не более 7 лет, включая год выпуска, — каждые 24 месяца;
- с года выпуска которых прошло более 7 лет, включая год выпуска, — каждые 12 месяцев;
в) грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (за исключением транспортных средств, указанных в п. а) — каждые 12 месяцев;
г) транспортные средства, на которые в соответствии с законодательством РФ разрешена установка специальных сигналов, а также транспортные средства, предназначенные для обучения вождению (за исключением транспортных средств, указанных в п. а) — каждые 12 месяцев. Указанные сроки исчисляются с даты проведения первого государственного технического осмотра.
В 2005 г. инструментальному контролю (согласно упомянутому выше постановлению, буквально все автомобили должны проходить техосмотр с применением средств диагностики) подверглось всего 7 млн легковых автомобилей, т.е. 40 % представленных для КТС. Это обусловлено тем, что в России пока не создано необходимое число пунктов инструментального контроля и не хватает подготовленных операторов диагностических линий из-за отсутствия бюджетных средств. Для обучения персонала, закупки техники (на комплект оборудования нужно не менее 800 тыс. руб.) и обустройства помещений используются деньги внебюджетных фондов и частных инвесторов. Изменения, внесенные в закон, позволят улучшить ситуацию, так как указывают, что проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре может проводиться с использованием средств технического диагностирования, имеющихся не только в Госавтоинспекции, но и у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Чтобы участвовать в проведении государственного технического осмотра, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны пройти конкурс в соответствии с Положением «О проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре». Для участия в конкурсе представляются следующие документы и сведения:
- заявление по форме, утвержденной Минтрансом РФ по согласованию с МВД РФ, с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета;
- фамилия, имя, отчество, паспортные данные индивидуального предпринимателя;
- типы транспортных средств, проверку технического состояния которых участник конкурса намерен осуществлять, и срок, в течение которого они будут осуществляться;
- копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом); копия документа, подтверждающего право на индивидуальное предпринимательство;
- справка о постановке на учет в налоговом органе;
- сведения о профессиональной подготовке контролеров технического состояния транспортных средств;
- справка о наличии у претендента необходимой нормативной документации, регламентирующей проведение проверки технического состояния транспортных средств;
- проект договора.
Указанные данные заверяются подписью и печатью претендента.
К участию в конкурсе не допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся в состоянии банкротства, реорганизации, ликвидации либо ограничиваемые в правовом отношении в соответствии с российским законодательством, а также занимающиеся оказанием услуг (выполнением работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Контроль за качеством работ по проверке технического состояния транспортных средств мри государственном техническом осмотре, проводимом юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляют подразделения Госавтоинспекции.