ПО специализированного оборудования — программное обеспечение сканеров, мотор-тестеров, ПО для работы с газоанализаторами и дымомерами, ПО для чип-тюнинга, ПО для измерительных систем кузовного ремонта и т.п. Как правило, такое ПО поставляется вместе с самим оборудованием. Зачастую программное обеспечение этого класса выполняет не только свои основные (диагностические и пр.), но и справочные, обучающие функции.
Основное справочное ПО — информационно-справочные базы данных по диагностике и ремонту, электронные каталоги запчастей, справочники нормо-часов, справочники по геометрическим размерам автомобилей и т.п. Такие базы, как и оборудование, делятся на два больших класса — дилерские (авторизованные, оригинальные, первичные) и неавторизованные (вторичные, неоригинальные, как правило, мультимарочные).
Дилерские базы данных включают в себя информацию по одной или нескольким родственным маркам автомобилей (например, VW-Audi) и подготовлены самим автопроизводителем. Информация в них по отдельной марке наиболее полная и достоверная. Однако официально такие базы распространяются только в рамках дилерской сети соответствующей марки. А это означает, что остальные станции (даже если они специализируются на одной марке) могут приобрести информацию у пиратов. Наибольшую известность имеют дилерские базы по диагностике и ремонту VW-Audi (ELSA), BMW (BMW TIS, BMW WDS), Ford (Ford TIS), Mercedes (Mercedes WIS), Opel (Opel TIS), Renault (Dialogys), Volvo (VAD1S) и пр., а также каталоги запчастей VW-Audi (ETKA), BMW (BMW ETK), Mercedes (Mercedes EPC).
Неавторизованные (мультимарочные) базы включают информацию сразу по многим маркам автомобилей (разработчики баз стараются охватить «все что ездит»). Мультимарочность базы не исключает того, что в ней содержаться и некоторые дилерские материалы. Наиболее известными продуктами являются базы по диагностике и ремонту BOSCH ESIftronic], Alldata, Autodata, Mitchell-on-Demand, Atris WM-KAT-Tech-nik, , Workshop, CAPS, ATSG и др.
Мультимарочные базы могут быть неспециализированными (включают информацию практически обо всем — например, база Autodata содержит и регулировочные параметры, и нормо-часы и информацию по диагностике электронных систем управления, и электросхемы и многое-многое другое) и специализированными (касаются информации по отдельным системам автомобиля, например в базе CAPS рассматриваются электронные системы управлениям в базах ATSG и Mitchell for Transmissions — коробки передач). Естественно, каждая база содержит разное количество информационных разделов. Как правило, мультимарочные базы содержат следующую информацию. Technical data —различные регулировочные данные по автомобилям. В базах имеются тысячи различных параметров, нормативов и т.п. Помнить эти цифры даже по одной обслуживаемой
Современные информационные технологии управления
марке невозможно, но невозможно также заниматься ремонтом и/или диагностикой, не имея их под рукой.
Repair times — основные нормы времени на ремонтные и регулировочные операции. Этот раздел может быть «встроен» в базу (Autodata), поставляться как дополнительный модуль или в виде отдельной базы.
Maintenance и Service schedules — сервисные интервалы и описания сервисных операций.
TSB (Technical Service Bulletins) —технические сервисные бюллетени — руководства и рекомендации от автопроизводителей по устранению конкретных типичных неисправностей и по другим вопросам. Эти руководства содержатся практически во всехдилерских (Ford TIS, Opel TIS, BMWTIS), а также в некоторых мультимарочных базах (например, в Mitchell on Demand и Alldata). Также в мультимарочных базах, например в базе AutoData, встречается аналогичный по назначению раздел Trouble shooter (разрешение конкретных неполадок). Зачастую руководства по устранению неисправностей представляются в виде алгоритмов или блок-схем. Сюда же можно отнести весьма полезные таблицы (Fault tables) с анализом диагностических кодов неисправностей (DTC — Diagnostic Trouble Code). Такие разделы есть практически во всех электронных базах (Mitchell, Autodata, ELSA, Opel TIS и пр.) и содержат не только расшифровки кодов неисправностей, но и симптомы их проявления, возможные причины возникновения, перечни проверок для устранения.
Workshop или Repair — описания устройства, ремонта и диагностики отдельных систем автомобиля — двигателя, КПП, АБС, системы кондиционирования и пр.
Component locations — расположение электронных и механических компонентов в автомобиле.
Wiring diagrams или Current flow diagrams — электросхемы.
Встречаются и другие «форматы» документации - OFM (Official Factory Manuals), SSP (Service Self Study Programm) и пр. Отдельно следует выделить каталоги запасных частей (ЕРС- Electronic Parts Catalog). В них содержится информация о запасных частях, их применимости, взаимозаменяемости, цене, зачастую встречаются и изображения. Каталоги запчастей делятся на каталоги оригинальных (произведенных или рекомендованных автопроизводителем) и неоригинальных (произведенных сторонними производителями) запчастей. Каталоги могут быть мономарочные (содержат информацию об оригинальных запчастях для одной марки — наиболее известны Mercedes EPC, BMW ETK и пр.) и мультимарочные (содержат информацию по многим маркам, например Tecdoc). Встречаются также специализированные каталоги по расходным материалам, тюнингу, сводные каталоги производителей запчастей и т.п.
Приобретая для автосервиса информационную базу, надо учитывать:
по каким автомобилям в базе имеется информация? Здесь важны марки, года выпуска (или модельные года), рынок автомобилей, для которого выпущена база. Относительно годов выпуска надо заметить, что практически все существующие базы содержат наиболее полную информацию только по автомобилям последнего десятилетия (начиная с 1993 г.) — в частности это касается таких баз как ELSA, Autodata, BMW TIS и др;
по каким системам в базе имеется информация? Если СТОА специализируется на коробках передач, нужна специализированная база (например, Mitchell on Demand For Transmissions и/или ATSG), но и «общие» базы также не помешают;
на каком языке выполнена оболочка базы (меню и проч.) и на каком языке в базе представлена информация? На русском языке даже оболочки выполнены у считанных единиц программ. Полностью русские— BMW TIS, Volvo VADIS. Частично русские — BOSCH ESI[tronic], Mercedes WIS — эти базы имеют русские оболочки и часть информации;
на каких носителях поставляется база? Как правило, современные базы поставляются на CD или DVD. При этом формат DVD стремительно приобретает популярность, особенно при поставке баз, занимающих более 3 компакт-дисков (Mitchell — около 15, ESI[tronic] — около 30, Alldata — около 100 CD-дисков и т.п.). Грубо 1 DVD диск заменяет 6 или 7 CD. Последние версии некоторых баз поставляются уже только на DVD (например, ESl[tronic]);
какие системные требования к компьютеру и операционной системе предъявляет база? Большинство баз работают нормально под любой операционной системой — от Windows 98 (работа под Windows 95, как правило, не гарантируется, но и проблем не возникает) до Windows XP. Однако бывают и «привередливые» базы. Например, дилерская база по VW-Audi ELSA работает только под управлением систем на NT-платформе (Windows NT, 2000, ХР). Особых требований к процессору и оперативной памяти базы, как правило, не предъявляют;
как осуществляется регистрация базы? Каков период беспрепятственного использования базы после покупки? Срок работы лицензионных баз, как правило, ограничен сроком действия абонемента (как правило, год). После его истечения i требуется платное продление абонемента или покупка новой версии базы. Ограничения в работе нелицензионных версий зависят от способа регистрации базы, защиты базы, «качества взлома»;
каков порядок и стоимость обновлений? При покупке лицензионных баз эти условия обязательно оговариваются — как правило, обновления в рамках действия абонемента осуществляются бесплатно (например, у BOSCH — ежеквартально в течение года). Обновления для нелицензионных баз пиратами, как правило, не распространяются.
Вернуться в начало