Многовальная коробка передач (рис. 4, а) грузовых автомобилей ЗИЛ состоит из основной коробки передач и демультипликатора. Она имеет восемь основных передач для движения вперед (VIII передача прямая с ик = I), дополнительную «ползущую» передачу (ик = 11,4) и передачу заднего хода.
Такое число передач позволяет изменять крутящий момент двигателя в широком диапазоне и выбирать наиболее экономичный режим движения автомобиля.
В картере J0 основной коробки передач на подшипниках установлены первичный /, вторичный 29 и промежуточный 28 валы. •
Первичный вал выполнен вместе с косозубой шестерней, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 31 привода промежуточного вала. На вторичном вале шестерни всех передач установлены на роликовых подшипниках и свободно вращаются относительно вала.
Промежуточный вал изготовлен за одно целое с прямозубыми шестернями 20«ползущей» передачи и 23 заднего хода. Косозубые шестерни остальных передач напрессованы на промежуточный вал.
Все шестерни коробки передач находятся в постоянном зацеплении.
Для включения передач с I по VIII служат синхронизаторы 25 и 32, а для включения «ползущей» передачи и заднего хода — муфта 21. Они установлены на шлицах вторичного вала.
Конструкция синхронизаторов и их работа аналогичны синхронизаторам пятиступенчатой коробки передач грузовых автомобилей ЗИЛ, которая была рассмотрена ранее. Однако эти синхронизаторы имеют шесть, а не три блокирующих пальцев.
Механизм переключения коробки передач находится в отдельном корпусе, который прикреплен к крышке коробки передач. В механизм входят (рис. 4, б) рычаг JJ переключения передач, рычаг 4 включения передач, серьга 34 и вал 35. Рычаг включения передач закреплен на валу 35, а рычаг 33 переключения передач связан с валом шарнирно. Пружинный демпфер 37предназначен для фиксации его промежуточных ходов.
При перемещении рычага ^вперед или назад серьга вместе с валом 35 поворачиваются. При этом рычаг 4 включения своим нижним концом перемещает тот ползун механизма переключения передач, в пазе головки которого он находится.
На ползунах 2 закреплены вилки 8 переключения передач, с помощью которых перемещаются по шлицам вторичного вала каретки синхронизаторов 25, 32 и муфта 21.
В нейтральном положении рычага 33 рычаг находится в среднем фиксированном положении и его нижний конец входит в паз головки ползуна / — III и IV передач.
При перемещении рычага 33 из нейтрального положения влево рычаг 4 перемещается вправо и его нижний конец входит в паз головки ползуна включения I и II передач, а при дальнейшем перемещении — в паз головки «ползущей» передачи и передачи заднего хода.
При перемещении рычага 33 вправо рычаг 4 перемещается влево и его нижний конец последовательно входит в пазы головок ползунов I, II, III и IV передач, которые при включении прямой передачи (ик = 1) в демультипликаторе преобразуются соответственно в V, VI, VII и VIII передачи.
Механизм включения передач размещен в крышке 7 коробки передач и состоит из трех ползунов 2 с вилками, головок 3 ползунов, трех шариковых фиксаторов 6 с пружинами и замочного устройства, состоящего из двух пар шариков и штифта между ними. Фиксаторы исключают самопроизвольное выключение передач, а замочное устройство — одновременное включение двух и более передач.
Демультипликатор размещен в отдельном картере 18, прикрепленном сзади к картеру 30 коробки передач. Он представляет собой двухступенчатый планетарный редуктор и имеет две передачи — прямую (ил = 1) и понижающую (ид = 3,3).
Демультипликатор включает в себя вал /5 с сателлитами // и их осями, солнечную шестерню 10, коронную шестерню 12 со ступицей, блокировочный диск 13 и синхронизатор 17.
Вал демультипликатора установлен на шариковом подшипнике и через сателлиты связан с солнечной и коронной шестернями. Для включения передач демультипликатора на валу /5 размещен синхронизатор 17, конструкция и работа которого аналогична синхронизаторам 25и ^коробки передач. Солнечная шестерня 10 установлена на шлицевом конце вторичного вала 29 коробки передач.
Механизм переключения передач демультипликатора состоит из вилки 14, вала вилки и рычага вала. Привод механизма пере-включения пневматический. В привод входят блок клапанов 5, пневматический цилиндр 9 и соединительные шланги.
Блок клапанов имеет два клапана, которые работают последовательно. Сжатый воздух к блоку подводится из пневмосистемы автомобиля.
При включении «ползущей», I, II, III, IV передач и заднего хода сжатый воздух поступает в пневмоцилиндр 9, включая низшую передачу демультипликатора. При включении V, VI, VII и VIII передач поступивший в пневмоцилиндр сжатый воздух включает в демультипликаторе прямую передачу.
Детали коробки передач и демультипликатора смазываются маслом, наливаемым в их картеры. Масляный насос 19 под давлением подает масло к подшипникам коробки передач и демультипликатора. Остальные их детали смазываются разбрызгиванием масла и масляным туманом.
Вернуться в начало