ГЛАВНАЯ  ОБ АВТОРЕ  НОВОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ  КОНТАКТЫ  КАРТА САЙТА  КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ  

Требования к СТО
Освещение на СТО
Отопление и вентиляция на СТО
Водоснабжение и канализация на СТО
Интерьер и функциональные зоны
Рабочие зоны СТО
Стоянки для клиентов
Склад опасных отходов и подключение к инженерным сетям
Контроль качества исполнения автосервисных работ
Производственные операции автосервиса
Показатели эффективности автосервиса
Новые технологии: выбор средств
Проведение кадровой политики на предприятиях автосервиса
Общие требования к организации СТО
Организация складов на СТО
Освещение и вентиляция на СТО
Подсобные помещения на СТО
Оборудование компрессорной станции
Оборудование склада централизованной раздачи жидкостей
Контроль технического состояния автомобиля (КТС)
Проведение антикоррозионной зашиты автомобиля
Классификации СТОА
Система технического обслуживания и ремонта автомобилей на СТОА
Организация выполнения технических воздействий на СТОА
Подсистема тюнинга и дооборудования автомобилей
Система и организация обслуживания автомобилей населения
Примерная структура сервисного предприятия
Организация труда на предприятиях автосервиса
Расчет численности производственных рабочих и необходимого числа производственных постов
Анализ результатов сервиса
Организационная структура предприятия
Службы, работающие с клиентами
Льготное обслуживание старых автомобилей
Сервисный цех
Система технического обслуживания и ремонта автомобилей на СТОА
Автосервис в сельской местности
Перспективы газификации на автомобильном транспорте и сервис газобаллонных автомобилей
Фирменное обслуживание автомобилей
Основные рекомендации и требования к планировочным решениям СТОА
Определение потребности СТОА технологическом оборудовании
Современные стандарты для автотехцентров
Стандарты для служб запасных частей
Расчет площадей производственных помещений
Капитал автосервиса и источники его формирования
Типы и функции предприятий автомобильного транспорта
Защита от поражения электрическим током
Управление мотивацией, конфликтами и стрессами на СТОА
Организация работы с персоналом предприятия СТО
Ценообразование в СТОА и формирование ценовой политики
Планирование издержек и финансовых результатон СТОА
Коммуникативная политика СТОА
Каналы личной коммуникации и каналы неличной коммуникации на преприятиях СТО

 

 

 

Перспективы газификации на автомобильном транспорте и сервис газобаллонных автомобилей

В экологическом отношении применение природного газа в качестве моторного топлива при эксплуатации автомобилей позволяет снизить степень загрязнения атмосферной среды. Австралийские ученые провели исследования всей технологической цепочки: добыча, переработка, транспортировка, реализация (заправка автомобилей). Было установлено, что самым экологически чистым моторным топливом является сжиженный природный газ, на втором месте — сжатый природный газ, на третьем — сжиженный нефтяной газ. По парниковому эффекту в расчете на 1 км пробега природный газ чище по сравнению с дизельным топливом на 15 %.
В условиях города автомобильный транспорт является основным загрязнителем воздушного бассейна. При выбросе 1 кг вредных веществ в виде отработанных газов с учетом относительной агрессивности компонентов городу Москве, например, наносится ущерб в 1,98 руб. Ежегодно в атмосферу города автомобилями выбрасывается более 1 млн 600 тыс. тонн вредных веществ, суммарный экономический ущерб составляет более 7 млрд руб. в год.
Необходимость расширения масштабов применения природного газа при эксплуатации не только автомобильной техники, но и тракторов и других машин, объясняется не только экономическими и экологическими причинами. Она связана с тем, что в ближайшей перспективе запасы нефти как в нашей стране, так и на всей планете иссякнут.
Темпы прироста запасов нефти достигли своего максимума в середине 60-х гг. XX в. и с тех пор постоянно падают. В конце 80-х г.г. объемы потребления превысили объемы прироста. Сегодня 70 % нефти добывается из месторождений, открытых 25 и более лет назад. В этих условиях природный газ выступает как основной альтернативный источник получения энергии.
Большое внимание газификации автотранспорта уделяется за рубежом. Европейская экономическая комиссия ООН 12 декабря 2001 г. приняла резолюцию,
предусматривающую перевод к 2020 г. на природный газ 10 % парка автотранспортных средств стран Европы (а это 23,5 млн ед.), для заправки которых ежегодно потребуется около 47 млрд м3 газа.
25 апреля 2002 г. сенат США в дополнение к трем действующим законам принял закон о введении новых налоговых льгот для владельцев автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива — природном газе, водороде, метаноле и сжиженном нефтяном газе.
Государственная программа Японии «Транспорт на чистых энергоносителях» предусматривает довести количество экологически более чистых транспортных средств к 2010 г. до 3,4 млн ед., в том числе число автомобилей на природном газе достигнет 1 млн ед. Реализацию программы обеспечивают соответствующие законодательные и нормативные акты, и в частности программа отказа от использования в городах транспортных средств с дизельными двигателями.
Аналогичные меры принимаются и в других странах: и в тех, которые не обладают запасами нефти (например, Австралия и Новая Зеландия), и в странах, имеющих ее в своих недрах. Цель принятия этих мер — решение двуединой задачи: снижение экологической напряженности и достижение долгосрочной энергообеспеченности.
В 80-е и 90-е г.г. Россия являлась одним из мировых лидеров использования газового моторного топлива на автотранспорте. В соответствии с программой, которая имелась в бывшем СССР, союзный парк газобаллонных автомобилей должен был составить один миллион единиц. К началу 90-х г. в России была создана сеть автогазокомпрессорных станций, парк газобаллонных автомобилей превысил 200 тыс. ед. Немногим меньше было число автотранспортных средств, работающих на пропан-бутане. Велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по совершенствованию оборудования, позволяющего эффективно применять не только сжатый, но и сжиженный метан на автомобильном, железнодорожном, речном и авиационном транспорте.
Сегодня таких программ нет. Нет также и законодательной поддержки этого направления на федеральном уровне. Слабо ведется информационно-пропагандистская работа. Именно поэтому специальная комиссия Министерство энергетики РФ и ОАО «Газпром» разработали проект долгосрочной концепции газификации транспорта до 2020 г. Наряду с предложениями, обращенными к федеральным структурам, основной акцент в концепции сделан на решение проблем газификации автотранспорта и сельскохозяйственной техники на уровне субъектов Российской Федерации.
По прогнозам Министерства энергетики России, в 2000 — 2020 гг. внутреннее потребление моторного топлива должно вырасти с 61 до 99 млн т в год. Энергетическая стратегия России предусматривает, что к 2010 году газовыми видами топлива должно быть заменено до 5 млн т нефтепродуктов, а к 2020 г. — до 10— 12 млн т.
В настоящее время в России природный газ является основой топливно-энергетического баланса. На его долю приходится более 55 процентов потребления энергоресурсов. С точки зрения запасов и объемов добычи природного газа Россия продолжает оставаться крупнейшей мировой державой. Каждый четвертый кубометр газа на мировом рынке добывается в России. Следует также отметить, что газовая промышленность проходит через кризисный переходный период с меньшими потерями, чем остальные отрасли топливно-энергетического комплекса.
Переход отечественной промышленности от спада к стабилизации и росту, который сейчас наблюдается, вызовет резкий рост спроса на нефтепродукты. Это потребует интенсивного развития нефтедобывающей и перерабатывающей отраслей, их технического перевооружения с целью увеличения глубины переработки нефти, коренной реконструкции предприятий. В то же время расчеты показывают, что отечественная нефтеперерабатывающая промышленность удовлетворить в ближайшие 10 лет растущий внутрироссийский рынок не сможет.
Расширение масштабов применения газообразного топлива при эксплуатации автомобилей осуществляется двумя путями:

  • выпуск новых автомобилей, оснащенных газовым
  • оборудованием;
  • переоборудование имеющейся автомобильной техники, в основе которого является установка газового оборудования на автомобили.


Наиболее эффективным направлением газификации автомобильного транспорта следует считать изготовление автомобилей с газовыми двигателями в заводских условиях. Данное направление позволяет уменьшить затраты времени и финансовых ресурсов, связанных с переводом автомобилей на газовое топливо. Разумеется, оно связано с увеличением затрат на производство автомобилей и соответственно стоимости их на рынке для конечного потребителя. В то же время позволяет получить большую экономию на затратах, связанных с переоборудованием уже изготовленных и находящихся в эксплуатации автомобилей.
Высокая эффективность данного направления газификации автомобильного транспорта подтверждена опытом зарубежных стран и России. В нашей стране еще в 2004 г. начато изготовление автомобилей с газовыми двигателями на ОАО «КамАЗ». Однако массового производства газовых автомобилей у нас еще нет.
Основным направлением газификации автомобильного транспорта в нашей стране является переоборудование автомобилей на газовое топливо. Оно должно осуществляться предприятиями, имеющими соответствующие лицензии. Работы выполняются в соответствии с действующими нормативными документами и техническими условиями завода-изготовителя топливной аппаратуры и газовых баллонов. Переоборудование включает в себя следующие основные процессы:

  • приемку автомобилей и подготовку их к переоборудованию;
  • установку газового оборудования на автомобили;
  • испытание газовой системы питания переоборудованных автомобилей;
  • оформление документации и выдача автомобилей заказчику.


В различных регионах России накоплен достаточно богатый опыт переоборудования автомобилей различных марок и назначения на газовое топливо и
эксплуатации этих автомобилей. Во многих городах созданы и функционируют технические центры по переоборудованию и сервисному обслуживанию газового оборудования.
В то же время следует отметить, что темпы газификации автомобильного транспорта в стране еще не достаточны, что явно не соответствует требованиям экономики. Основными причинами, сдерживающими процесс перевода автомобильного транспорта на природный газ, являются достаточно высокая стоимость газобаллонного оборудования, особенно иностранного производства, а также недостаточно развитая сеть автогазозаправочных станций.
Стоимость переоборудования разных марок автомобилей на компримированный (сжатый) природный газ (КПГ) составляет от 29 до 65 тыс. руб. Для сравнения, стоимость перевода «Газели» на сжиженный нефтяной газ составляет 11 — 12 тыс.руб.
В нашей стране имеется опыт решения проблемы перевода автотранспорта на природный газ с участием специальных структур, занимающихся установкой оборудования на автомобили. Эти структуры предоставляют своим клиентам небольшую (как правило 2 — 3 мес.) рассрочку на оплату устанавливаемого оборудования.
Сдерживающим фактором в данном случае является то, что автовладельцу все-таки приходится нести определенные финансовые издержки при переходе на КПГ. Для установочной компании отсрочка, которую она предоставляет клиентам, означает отвлечение существенного количества оборотных средств из своего бизнеса.
Включение в сложившуюся схему кредитной Организации позволяет решить указанную проблему. В этом случае установочная компания не отвлекает собственные оборотные средства, а автовладелец начинает получать экономию на горюче-смазочных материалах (ГСМ) сразу после установки газобаллонного оборудования (ГБО).
Расчеты показывают, что за счет более чем двукратной разницы в ценах между бензином А-76 и КПГ возникает ситуация, когда при 9-месячном кредите на установку газобаллонного оборудования автовладелец
получает экономию даже с учетом выплаты процентов и возврата кредита уже с первого дня после установки оборудования.
Обеспечением кредита служит залог устанавливаемого оборудования, т. е. автовладельцу не требуется предоставлять дополнительных залогов. С целью сохранности залога в период действия кредита устанавливаемое оборудование страхуется в страховой компании, что является элементом общепринятой банковской практики.
При использовании такой схемы автовладелец, имеющий, например, грузовую «Газель», выходит в «ноль» (не тратит дополнительных средств на оплату метана и выплаты за установленное оборудование в период его окупаемости) уже при среднесуточном пробеге 81 км. При среднесуточном пробеге 200 км экономия по сравнению с работой на бензине в период возврата кредита составит 5,2 тыс. руб./мес. (38 % от затрат на бензин), а после его возврата — 8,6 тыс. руб. (64 % от затрат на бензин).
Расчеты показывают, что для автомобилей «Газель», грузовиков ГАЗ, ЗИЛ, автобусов разных классов экономия в период погашения кредита при среднесуточном пробеге 200 км составляет 26 — 44 %, а после его возврата повышается до 56 — 64% от затрат на бензин.
В условиях расширяющихся масштабов применения природного газа в качестве моторного топлива увеличивается потребность в сервисных услугах автомобилей с газобаллонным оборудованием (заправке газом, техническом обслуживании и ремонте газобаллонного оборудования). По этой причине в России последние годы стала соответственно расширяться сеть газозаправочных станций, которые выполняют эти услуги. Основная часть таких станций создается как самостоятельное (экономически и юридически малое предприятие. В то же время заправку газом могут осуществлять универсальные многотопливные АЗС, строительство которых уже ведется в г. Москве, Московской, Рязанской, Томской и Тюменской областях, Башкирии, Ставропольском крае и других регионах.
Владельцы газобаллонных автомобилей должны иметь максимальные удобства в заправке своих транспортных средств природным газом. Для этого на всей территории региона нужно создать сеть стационарных многотопливных автозаправочных станций, строительство которых является трудоемким и капиталоемким мероприятием. Стоимость строительства одной стационарной станции средней мощности в действующих ценах составляет 5 — 7 млн. руб. Поэтому для решения вопроса строительства необходимо привлекать различные источники финансирования, в т. ч. бюджетные средства, кооперированные средства владельцев автомобильной, тракторной и другой техники, а также экономические фонды, иностранные инвестиции, фонды финансовой поддержки, включая фонды поддержки малого предпринимательства, лизинговых компаний и др.
Несмотря на высокую стоимость, строительство и эксплуатация автомобильных газозаправочных станций и автомобильных газонаполнительных компрессорных станций при существующих ценах на оборудование, материалы и энергоносители экономически выгодно, о чем свидетельствуют следующие цифры.
При производительности 250 — 300 заправок в сутки, закупочной цене 2 — 2,5 тыс. руб. за тонну и доставке сжиженного нефтяного газа транспортной цистерной емкостью 36 м3 от поставщика, удаленного на расстояние около 30 километров срок окупаемости автозаправочной станции составляет примерно 3 — 4 года.
Высокие экономические показатели имеют малогабаритные автозаправочные станции модульного исполнения и малой производительности. Для размещения таких станций необходимы незначительные площади и затраты на проектные и строительно-монтажные работы.
Наиболее выгодным является строительство ав-тогазозаправочных станций непосредственно на территории автотранспортных предприятий, причем в комплексе с выполнением работ по переоборудованию подвижного состава по схеме «проект под ключ». Исключение так называемых «холостых» пробегов на заправку позволяет окупить затраты на строительство гаражной автогазозаправочной станции всего за 1,5 — 2,5 года.
Серьезной проблемой является также техническое обслуживание переоборудованных автомобилей. Для указанной цели требуется современное диагностическое и стендовое оборудование, техническая документация, определяющая рациональный перечень работ, объем и периодичность обслуживания, количество запасных частей и материалов и периодичность их поставок.
За рубежом наиболее перспективной концепцией заправочных комплексов считается строительство многотопливных заправочных станций с полным набором услуг. На таких станциях организованы заправка автомобилей всеми видами моторного топлива, включая природный газ, а также автосервис, мойка машин, торговля сопутствующими товарами и продуктами питания. В США и Канаде такие комплексы стоимостью около 5 млн долл. окупаются (с учетом выплаты процентов по кредиту) примерно за пять лет.
Большое место в решении проблемы сервисного обслуживания газобаллонных автомобилей принадлежит передвижным (мобильным) газозаправочным установкам.
Передвижные автогазозаправщики являются эффективным средством доставки природного газа непосредственно потребителям. Это открывает широкие перспективы их применения в сельском хозяйстве. Их применение позволит осуществлять заправку автомобилей газом непосредственно на территории автотранспортных предприятий. Такой подход представляется наиболее перспективным, особенно в тех случаях, когда один подрядчик выполняет весь комплекс работ по газификации подвижного состава автотранспортного предприятия.
Расширение сферы применения природного газа в качестве топлива на транспортных средствах и соответственно сервиса газобаллонных автомобилей требует соответствующего совершенствования нормативно-правовой базы. Необходим комплексный анализ действующих сегодня документов с целью приведения их к современным требованиям, гармонизации с международными нормами.
В отдельных регионах страны приняты законы и другие нормативные акты, регулирующие процесс газификации автомобильного транспорта. Например,
в Томской области принят Закон № 54-03 от 1 декабря 2000 г. «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива в Томской области». Однако такой закон должен быть принят на уровне Федерации.
Отсутствие законодательной базы, обеспечивающей экономическое стимулирование предприятий — владельцев автотехники в расширении использования природного газа в качестве моторного топлива, сдерживает решение проблемы.


Классификация предприятий автомобильного транспорта Конкурентоспособность транспортных услуг и пути ее повышения Диверсификация, способы организации автосервисных услуг Конкурентоспособность станций технического обслуживания и пути ее повышения Автосервис в сельской местности Фирменное обслуживание автомобилей Гарантийный сервис Маркетинг автосервиса  Борьба за долю рынка  Бланк задания на дипломное проектирование 

 
   

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом