Автотуризм, являясь одним из самых массовых видов туризма, представляет собой мобильный, активный, познавательный, удобный, свободный, разнообразный вид путешествий.
Термином «автотуризм» принято обозначать целую индустрию, на развитие которой правительства многих стран мира тратят огромные деньги. Все более или менее часто посещаемые места отдыха практически всегда имеют оборудованную площадку для парковки автомобилей и мобильных домов на колесах. В таких местах можно за минимальную плату арендовать площадку под стоянку и получить право бесплатного доступа к местам общего пользования.
К сожалению, автотуризм как явление массовое в нашей стране находится в зачаточном состоянии, хотя возможностей для активного отдыха в России, пожалуй, больше, чем в любой другой стране мира. В России нет достоверных карт, не сформирована сеть мотелей. Зарубежным гостям наше государство известно только по Москве, Санкт-Петербургу и городам Золотого кольца. Все эти маршруты разработаны еще в 1960-х гг. В результате Россия продолжает оставаться terra incognita, причем не только для иностранцев, но и для собственных граждан. Автотуризм это прежде всего покорение пространства, и успеха здесь можно достичь, лишь тщательно спланировав маршрут и изучив предварительно все дороги и интересные места.
При перевозке автотранспортом постоянно совершенствуется обслуживание пассажиров, что выражается, прежде всего, в улучшении конструкции и техническом оснащении подвижного состава. В международном сообщении для перевозки туристов применяются в основном зарубежные модели автобусов: Renault, Volvo, Mercedes, Setra и др. Все они отвечают экологическим стандартам по уровню шума, вибрации, содержанию вредных веществ в выхлопных газах, имеют мягкие кресла, оснащены кондиционерами, видео- и радиотрансляцией. При осуществлении длительных перевозок в них устанавливаются мини-кухни, холодильники, биотуалеты, кресла, принимающие горизонтальное положение. Некоторые турфирмы, специализирующиеся на автоперевозках, предоставляют часть нижнего этажа двухэтажных автобусов для детей, чтобы они могли играть или смотреть детские программы по телевизору. Последние модели автобусов, разрабатываемые за рубежом для осуществления международных перевозок, имеют в задней части салона специальные места для размещения детских колясок; поднятый пол для улучшения обзора; с целью увеличения внутреннего объема крыше автобуса придается изогнутая форма, что создает высокий купол, плавно переходящий в багажные полки.
Помимо автобусов туристы используют личные или взятые напрокат автомобили. Мировыми лидерами проката автомобилей являются компании Avis и Hertz. Эти компании имеют пункты проката практически во всех крупнейших аэропортах мира. Стоимость проката автомобилей этих фирм достаточно высокая, поскольку компаниям приходится платить большие деньги за аренду места в аэропорту. Кроме того, эти компании работают с автомобилями автогигантов General Motors и Ford, что, естественно, отражается на цене проката.
Из крупных отечественных фирм, предлагающих такую услугу, можно выделить «Мосрентсервис», основанный в Москве и 1990 г. На балансе этой фирмы имеются автомобили «Волга», Honda, Mercedes, Skoda. Компания предлагает в аренду машины без водителя, поскольку это гораздо выгоднее (из-за низкой конкуренции, возможности экономить на топливе и зарплате водителей). Тем не менее компания совсем не отказывается от аренды машин с водителями, так как имеет налаженные связи с отелями «Аэростар», «Балчуг» и др.
Одной из основных проблем при перевозке туристов автотранспортом является их безопасность. Автотранспорт характеризуется наибольшим числом жертв в результате дорожно-транспортных происшествий, что связано, главным образом, с массовостью подвижных единиц, участвующих в автоперевозках, и с большим числом участников перевозочного процесса. В связи с этим в настоящее время ведутся работы по созданию устройств, повышающих безопасность движения на автомобильном транспорте, в частности для автоматического поддержания безопасного расстояния до впереди идущей машины. Салоны автомобилей оборудуются элементами пассивной безопасности, к которым относятся ремни безопасности, травмобезопасные рули, надувные подушки безопасности, активный подголовник (предохраняет шейные позвонки от смещения при ударе) и энергопоглощающие панели (сминаясь при столкновении, они поглощают большую часть энергии).
При туристских автомобильных перевозках к подвижному составу предъявляются повышенные требования: автобус выпускают на линию только после специальной подготовки. Автобус должен быть оборудован тремя независимыми тормозами: служебным, аварийным, стояночным, а также автоблокировочным устройством. Особые требования следует выполнять зимой, при неблагоприятных погодных условиях, перевозках детей, путешествиях по горным дорогам, в тоннелях, в условиях жарких климатических зон, при железнодорожных переездах. Необходимо предусмотреть систему аварийного освещения и отопления, радиотелефонную или другую надежную связь. На дальних маршрутах автобус оборудуется тахографом, контролирующим работу водителя. В понятие «безопасность движения» включается и понятие «экологическая безопасность». Известно, что функционирование транспорта сопровождается мощным негативным воздействием на природу. Доля транспорта в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и подвижных источников по России составляет 38 %, что выше, чем в любой другой отрасли.
Самое большое число выбросов в атмосферный воздух приходится на автомобильный транспорт — 58 %. В связи с этим во всех странах мира проводится комплекс правоохранительных мер, которые направлены на повышение экологических характеристик подвижного состава и инфраструктуры транспорта. Прежде всего постоянно ужесточаются требования к величине вредных выбросов. Например, в Европе разрабатываются и реализуются экологические программы «Зеленый автомобиль», «Зеленая карта», направленные на дальнейшее снижение токсичности выхлопных газов при эксплуатации автомобилей.
В России стартовала новая программа по развитию автотуризма. Автомобильный концерн Hymer совместно с российским отделением HymerClub объявили о начале специальной программы «Дороги мира», цель которой — содействие развитию внутреннего автотуризма в России. Программа осуществляется в рамках реализации долгосрочного плана развития государственной федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации». Ее основная задача — развитие инфраструктуры караванинга и помощь российским автотуристам в освоении новых маршрутов в России и в мире. В рамках программы «Дороги мира» запланировано строительство современных кемпингов, планируется наладить обмен информацией между компаниями, работающими в сфере туризма, что сделает программу доступной для широкого круга путешественников.
Последнее время все больше россиян предпочитает отдыхать на территории России по самостоятельно разработанным маршрутам. Согласно исследованию компании КОМКОН, 57,1 % респондентов провели свой отпуск в России и в странах СНГ, и только 24,8 % - в дальнем зарубежье. Отдыхать в Подмосковье предпочитают 21,6 % жителей России, в других регионах — 28,1 %, в Санкт-Петербурге отдыхают 11,6 % опрошенных, а 12,5 % ездят на Черноморское побережье.
Европейские караванеры также стали проявлять интерес к уникальной и самобытной культуре нашей страны. Таким образом, у России есть все предпосылки стать популярным туристским направлением, однако необходимым условием для этого является наличие налаженной инфраструктуры.
Проект «Дороги мира» призван сделать Россию популярным европейским туристским маршрутом, а отечественный автотуризм — прибыльной отраслью российской экономики.