Данная подсистема включает в себя элементы снабжения автомобиля эксплуатационными материалами, топливом, обеспечение сохранности автомобиля, эвакуацию автомобиля и его утилизацию, а также контроль технического состояния.
Автозаправочные станции (АЗС), которые продают топливо и другие эксплуатационные материалы и принадлежности, непосредственно не оказывают услуг автосервиса в нашем понимании, однако косвенно воздействуют на спрос на услуги автосервиса. Для привлечения все новых потребителей на территории АЗС оборудуются станция обслуживания автомобилей, магазин по продаже запасных частей, гостиница, кафе и другие элементы инфраструктуры, т.е современные АЗС, особенно те, которые расположены вне населенных пунктов, представляют собой целые комплексы.
Сеть АЗС по расположению, мощности, режиму работы, приспособлению к автомобильным потокам должна быть такой, чтобы наилучшим образом обеспечивать свои рыночные интересы, т.е. иметь наибольший объем продажи. Продавец строит АЗС в месте, где в радиусе обслуживания находится наибольшее число автомобилей, и устанавливает ее мощность и режим работы таким образом, чтобы не потерять ни одного клиента, а следовательно, прибыль.
Стоянки для хранения автотранспорта должны обеспечивать нормальные условия хранения автомобиля, т.е. его сохранность, сохраняемость (это одна из характеристик надежности, которая характеризует способность не изменять технические параметры при хранении), и снизить вероятность возникновения потребности в его ремонте. Идеальные условия хранения обеспечивают охраняемые закрытые стоянки с центральным отоплением. К сожалению, не все автовладельцы могут ими воспользоваться, во первых, - из-за дороговизны мест для хранения автомобилей, во-вторых, из-за неудобства расположения, нередко затраты времени на то, чтобы добраться до стоянки, столь значительны, что пользование автомобилем становится невыгодным (неудобным).
Сектор эвакуации автомобилей подчиняется законам рыночных отношений: спрос рождает предложение, а спрос на этот вид услуг постоянно возрастает.
Эвакуацию автомобилей, принадлежащих частным лицам, необходимо разделить на две категории. Первая категория - эвакуации неправильно припаркованных автомобилей, принудительная эвакуация автомобиля, которая производится без учета желания и мнения его хозяина. Это прежде всего эвакуация неправильно припаркованных автомобилей на специальные стоянки. При этом автовладелец платит и за «услуги» по эвакуации, и за спецстоянку. К примеру, в Москве создана городская служба перемещения транспортных средств — единая организация для эвакуации неправильно припаркованных автомобилей. Служба подчиняется департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города и занимается транспортированием, хранением и выдачей задержанных транспортных средств (по словам представителей власти, эвакуация автомобилей оправдала себя в зимний период, упрощая уборку улиц от снега). По телефонной «горячей линии» автовладелец может получить информацию об эвакуированном транспортном средстве и узнать о его местонахождении. Перемещение одного автомобиля по городу обходится в 2,5 — 3 тыс. руб. В течение первых суток хранение автомобиля осуществляется без взимания платы с владельца, от одних суток до 3 суток оплата за нахождение автомобиля на штрафстоянке составляет 40 руб./ч, от 3 суток до 6 месяцев — 80 руб./ч. В случае, если в течение 6 месяцев владелец автомобиля не явится за ним на штрафстоянку, автомобиль признается бесхозным, и вопрос о его судьбе решается в соответствии с действующим законодательством. Так как эвакуацию потребитель не заказывает, то ее нельзя отнести к категории сервиса.
Вторая категория — эвакуация как вид услуги, которую заказывает потребитель (автовладелец). В системе автосервиса эвакуация автомобилей решает несколько задач.
Во-первых, непосредственно эвакуация неисправного или аварийного автомобиля в черте города и за его пределами. Эвакуация производится несколькими методами — буксировкой, частичным вывешиванием и полной погрузкой автомобиля на платформу эвакотягача (для автомобилей с автоматической коробкой передач - это единственно возможный способ транспортирования в неисправном состоянии). Все предприятия, занимающиеся эвакуацией автомобилей, имеют специальные автомобили-эвакуаторы с краном-манипулятором, которые должны обеспечивать не только отличное качество эвакуации автомобилей, но и высокий уровень комфорта клиентов.
Во-вторых, оказание технической помощи на дорогах. Каждый автовладелец может столкнуться с неожиданной поломкой своего автомобиля в дороге. Однако не всегда следует прибегать к услугам эвакуации, так как многие неисправности можно устранить на месте. Для этой цели может применяться автомобиль техпомощи — своего рода мини-мастерская на колесах, оснащенная необходимым оборудованием и инструментами для оказания срочной техпомощи непосредственно на дороге. При этом под техпомощью понимается не только выявление и устранение возникших неисправностей автомобилей (как правило, ремонт систем питания и систем зажигания), но и вскрытие автомобиля без повреждения (двери, капот, багажник); отключение неисправной сигнализации; разблокировка замка зажигания и других механических противоугонных систем; зарядка аккумуляторной батареи от внешнего источника питания; запуск холодного двигателя; снятие сорванных и секретных болтов на колесе и др.
В-третьих, такая услуга по эвакуации, как «трезвый водитель». Любой автовладелец может оказаться в ситуации, когда по ряду причин необходимо совершить поездку из одного пункта в другой обязательно на своем автомобиле, но это невозможно из-за болезни или после употребления алкогольных напитков. При заказе услуги «трезвый водитель» водитель фирмы приезжает в удобное для клиента время и место. Обычно такие водители имеют многолетний опыт работы на любых автомобилях отечественного и иностранного производства, способны управлять не только легковым автомобилем, но и автомобилями других типов и классов.
На данный сектор автосервиса могут возлагаться и другие задачи — выгрузка автомобилей с бортовых машин и полуприцепов, доставка автомобиля в указанное клиентом место (ГИБДД, стоянка, автосервис) и т.д. Данный вид услуг предлагают страховые компании. Например, РОСНО развивает «Европейский сервис», когда владельцу полиса не придется обращаться за выплатой в «чужую» страховую компанию (где застрахован виновник) и, кроме того, клиенту предоставляется возможность однократной эвакуации автомобиля с места ДТП.
Сектор утилизации автомобилей. Число автомобилей в России растет стремительными темпами, но столь же стремительно нарастает и число автомобилей, отслуживших свой срок.
Автомобиль — это не только средство передвижения, но еще и источник загрязнения окружающей среды. При эксплуатации и техническом обслуживании автомобиля образуются выбросы в атмосферу, а также отходы — отработанные масла, аккумуляторы, тормозные и охлаждающие жидкости, упаковочные материалы от этих средств, автошины, фильтры, сточные воды от его мойки. Когда автомобиль отправляется «на покой», отходом становится он сам. «Ущерб, наносимый окружающей среде брошенным автотранспортом, весьма велик. В выброшенном автомобиле сохраняются жидкости (обычно 20—25 л), которые представляют серьезную опасность для окружающей среды, — это масла, жидкости, содержащие мета-пол, и т.д. Ржавление автомобиля приводит к заражению почвы тяжелыми металлами. Доказано, что если брошенный автомобиль гниет, например, в лесопарковой зоне, то загрязнение почвы происходит в радиусе около
1,5 км от его остова. Еще больший ущерб природе приносят автомобили, брошенные в водоемы или вблизи от них: ядовитые жидкости и тяжелые металлы в этом случае попросту вымываются, попадая в водоем и отравляя его» (Алексей Киселев — координатор токсической программы «Гринпис» России). Масса отходов на автомобильном транспорте достигает в год почти 3,3 млн. т, в том числе 330тыс. т отработавших масел и спецжидкостей, 1500тыс. т лома и отходов черных металлов, 1200 тыс. т отходов резины, 180 тыс. т свинцовых аккумуляторов, 70 тыс. т отходов пластмасс. В условиях слабой организации сбора и утилизации брошенных и разукомплектованных автомобилей (ежегодно примерно 1,2 млн. единиц) обостряется проблема захламления городских территорий, загрязнения почв и водных объектов отходами автотранспорта.
Закон об авторециклинге (вторичной переработке машин) принят и успешно реализуется во всех развитых странах. С 27 июня 2002 г. в Европе введена обязательная утилизация автомобилей после окончательного срока их эксплуатации за счет их производителей. Согласно директиве Еврокомиссии о расширенной ответственности автопроизводителей всех стран Евросоюза, автомобили по окончании своего «жизненного цикла» должны быть возвращены производителю или его представителю, а затем — разбираться и направляться в переработку. Автопроизводители обязаны иметь депозит или страховые средства, которые будут потрачены на переработку выработавших свой ресурс автомобилей. С 2007. г. директива распространяется на автомобили, допущенные к эксплуатации ранее 1 июля 2002 г. По оценкам специалистов, расходы на организацию приема и утилизации только автомобилей выпуска до 2002 г. составят для Volkswagen 1,3 млрд. евро, для Daimler-Chrysler 380 млн. евро, для BMW 250 млн. евро. При этом стоимость утилизации одного автомобиля оценивается в 180 евро. Концерн Volkswagen в балансе 2000 г. уже зарезервировал средства на эти цели в объеме около 1 млрд. DM, за счет чего снижается размер налогооблагаемой прибыли, но вместе с тем уменьшаются выплаты по дивидендам. В том же году BMW зарезервировал около 500 млн. DM, Daimler-Chrysler — около 400 млн. DM.
Поданным Всероссийского НИИ автотранспорта, ежегодно во всем мире предприятия, специализирующиеся на утилизации старых автомобилей, обеспечивают работой более 1,5 млн. человек, а общая стоимость продукции, произведенной из полученных после их вторичной переработки материалов, превышает 250 млрд. долл. Как правило, за рубежом масса материалов, остающихся непригодными к дальнейшему использованию, составляет не более 20 % общей массы автомобиля.
Еврокомиссией приняты директивы, устанавливающие, что при утилизации автомобилей, начиная с 2015 г., минимум 85 % (в 2015 г. 95 %) массы должно подвергаться вторичной переработке, только 10 % может быть сожжено и всего 5 % —захоронено. Крупные автопроизводители даже опережают установленные сроки. Например, в компании BMW функционирует проектная группа, которая еще до того, как новая модель сойдете конвейера, опытным путем проверяет, насколько полно можно утилизировать автомобиль. Последние модели компании удается использовать повторно почти на 95 %; на сжигание направляются лишь мелкие пластиковые детали, которые сложно и очень трудоемко разбирать, а также масло, антифриз и остатки бензина. В результате получается, что из каждых 20 BMW после рециклинга можно изготовить 19 новеньких автомобилей со старой «генетической памятью» материалов.
Российские автомобили в принципе не предназначены для переработки. В ходе прессования — самого распространенного сегодня в нашей стране метода переработки автомобилей — получившийся черный металл загрязнен примесями меди, олова, цинка, свинца, хрома и других металлов, применяемых для изготовления оснастки, отделки, электрооборудования, защитных и декоративных покрытий. Поэтому экономически перерабатывать автомобиль невыгодно. Заметим следующее: если Россия не примет адекватных законодательных мер, то европейские производители для сокращения средств на утилизацию будут направлять часть старых машин в страны, где эта директива Евросоюза не действует, и территория нашей страны может превратиться в международную свалку подержанных автомобилей со всеми вытекающими для экологии последствиями.
В больших или меньших масштабах проблема переработки автомобилей касается всех регионов России, но первой наиболее остро ощутила ее Москва. По данным ГИБДД, в столице ежегодно выбывает из строя до 150 тыс. транспортных средств, но только четверть из них поступает на перерабатывающие предприятия. Главная причина этого — в отсутствии необходимых экономических стимулов и частично законодательной базы. Поэтому ежегодно более 100 тыс. автомобилей в столице бросают вблизи дорог, в лесопарковых зонах, на импровизированных свалках и т.д. Согласно действующему законодательству, брошенные автомобили приравнены к обычному мусору, поэтому их утилизация сегодня осуществляется за счет городского бюджета, и в результате город тратит около 30 млн. руб. на сбор таких автомобилей. В настоящее время только единицы автовладельцев добровольно сдают вышедшие из эксплуатации автомобили на площадки сбора и утилизации.
Ситуация будет усугубляться, так как автопарк увеличивается, а срок эксплуатации автомобилей сокращается. Часть аварийных или просто старых авто продается на запчасти (которые иногда попадают в продажу под видом новых, особенно на авторынках), часть — утилизируется через автокооперативы, автостоянки, мастерские, но такие фирмы, сняв с автомобиля нужное, все остальное — аккумуляторы с кислотой, масла, пластик — вывозят на свалки, сливают в городские стоки, нанося серьезный ущерб экологии.
В настоящее время нет четко регламентированного порядка утилизации автомобиля. К примеру, в Москве для утилизации брошенных автомобилей создана комиссия из представителей ГИБДД, Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) и муниципальных властей, которая признает автомобиль брошенным и разукомплектованным. Если находится хозяин, у него берут письменное согласие на утилизацию (как правило, никто не отказывает). Если владельца обнаружить не удалось, автомобиль признается бесхозным и перемещается на специальную стоянку, где в соответствии с Гражданским кодексом РФ может находиться до одного года. И только потом, если хозяин не объявился, автомобиль отправляется на переработку.
Сейчас практически невозможно заставить автовладельца самостоятельно заняться утилизацией, т.е. снять автомобиль с учета (пусть даже не предъявляя его отделу регистрации ГИБДД) и на собственные средства отбуксировать в пункт приема металлолома. Эту проблему решить можно тремя способами. Первый — заинтересовать автовладельца — заплатить за его экс-автомобиль. Однако стоимость металла (1000— 1500 руб.) едва ли покроет даже расходы на транспортирование.
Второй —с помощью налогового давления: автовладелец может предпочесть уплате транспортного налога утилизацию старого автомобиля официальным порядком. Однако пока этот способ не доказал своей эффективности.
Третий способ использован в проекте федерального закона, подготовленного столичным Департаментом транспорта и связи и учитывающего международный опыт. За основу проекта взята модель Евросоюза, когда авансирование средств за утилизацию автотранспорта происходит в момент его приобретения.
Проектом федерального закона определены правовые, экономические и организационные основы утилизации транспортных средств и обязательного страхования утилизации. Действие закона будет распространяться на все транспортные средства, признанные владельцами непригодными к использованию и подлежащими утилизации. Обязанностью каждого владельца автомобиля станет заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности утилизации транспортных средств и передача автомобиля на утилизацию.
Законопроектом определены полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области утилизации транспортных средств и их принадлежностей. К полномочиям субъектов Федерации относится принятие законов и других нормативных актов в области утилизации транспортных средств, реализация региональных программ и размещение государственного заказа на утилизацию на территории субъекта. Помимо этого, к полномочиям субъектов отнесено определение порядка и условий принудительной эвакуации транспортных средств, подлежащих утилизации, а также экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по утилизации автотранспорта.
Утилизация автомобиля, согласно проекту закона, будет осуществляться на основании письменного договора с переработчиком. В течение пяти дней с момента принятия от владельца переданного на утилизацию автомобиля переработчик должен будет снять его с учета в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, и направить в налоговые органы уведомление об утилизации. Информация об утилизированных автомобилях будет заноситься в реестр утилизированных транспортных средств, вести который будет переработчик. Законопроект запрещает владение и пользование автомобилем, переданным для утилизации. Предусмотрено экономическое стимулирование предприятий, занимающихся утилизацией автотранспорта, — в виде размещения государственных заказов по утилизации, предоставления им органами власти РФ и субъектов РФ льгот и привилегий, а также компенсации их расходов за счет бюджета в связи с утилизацией бесхозных транспортных средств. Законопроектом вводится обязательность страхования утилизации автотранспорта, которая будет осуществляться при его приобретении. Продавец нового автомобиля будет заключать договор обязательного страхования утилизации до передачи автомобиля владельцу. Этот договор оформляется страховым полисом, выданным на предъявителя. Сторонами договора страхования утилизации транспортного средства выступают продавец нового автомобиля и страховщик, который будет обязан перечислить страховую сумму переработчику при наступлении страхового случая. Получателем страховой суммы станет переработчик, который должен будет предъявить страховщику полис обязательного страхования утилизации.
Исходя из этого можно сделать вывод, что авторециклинг — одно из перспективных направлений развития системы автосервиса, многообещающий бизнес, который ждет большое будущее после принятия федерального закона об утилизации транспортных средств. Во-первых, автомобилей в России становится все больше. Так, встолицек2012 г. суммарный автопарк составит около 4 млн. единиц. Во-вторых, в законе будет оговорено сокращение срока эксплуатации автомобиля до 12,5 лет, следовательно, в ближайшие годы число автомобилей, отправляемых на утиль, вырастет в разы. Если при этом удастся провести в законе требование о взимании взноса на утилизацию с первого владельца нового автомобиля в размере хотя бы 2—3 тыс. руб., для его последующей передачи предприятию-утилизатору, такой бизнес станет просто «золотой жилой».