По назначению подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на грузовой, пассажирский и специальный.
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов.
К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы.
К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ и имеющие соответствующее оборудование или специальные кузова (санитарные, автомастерские, автокраны, пожарные и др.).
Грузовой подвижной состав
Основной частью грузового подвижного состава являются грузовые автомобили, которые можно классифицировать следующим образом (рис. 1).
По назначению их разделяют на автомобили общего назначения и специализированные.
Автомобили общего назначения имеют кузова в виде платформы с бортами и применяются для перевозки грузов всех видов, кроме жидкости (без тары).
Специализированные автомобили оборудованы кузовами, приспособленными для перевозки грузов определенного вида. Это автомобили с саморазгружающимися кузовами (самосвалы), автомобили-цистерны для цемента, нефтепродуктов, молока, автомобили с кузовами для перевозки животных и т.д.
По проходимости, т.е. по степени приспособления к работе в тех или иных дорожных условиях, различают автомобили дорожной (обычной), повышенной и высокой проходимости. Автомобили дорожной (обычной) проходимости используют главным образом на дорогах с усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытием. Автомобили повышенной проходимости и автомобили высокой проходимости предназначены в основном для работы в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью. Наиболее распространенными являются автомобили дорожной проходимости.
Число ведущих колес у автомобилей характеризуется колесной формулой. Например, обозначения 4x2 и 6x4 означают в первом случае общее число колес — 4, ведущих — 2; во втором — общее число колес — 6, ведущих — 4. При этом спаренные колеса, устанавливаемые с каждой стороны автомобиля на задней и средней осях, считаются как одно колесо.
По приспособленности к климатическим условиям различают автомобили для эксплуатации в условиях умеренного, холодного (северного) и жаркого (тропического) климата.
Для умеренного климата выпускают автомобили массового спроса в серийном исполнении. На базе этих автомобилей создают автомобили в северном и тропическом исполнениях.
По характеру использования различают одиночные автомобили и автомобили-тягачи для буксирования прицепов и полуприцепов.
Одиночные автомобили используют без прицепов и полуприцепов.
Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами образует автопоезд.
Семейства грузовых автомобилей расширяют путем создания моделей, являющихся производными от основных — базовых моделей и отличающихся от них конструктивной специализацией отдельных агрегатов в зависимости от конкретного назначения автомобиля.
Каждой модели базового грузового автомобиля присваивается индекс, состоящий из четырех цифр. Первая цифра означает класс грузового автомобиля по полной массе:
Полная масса, т. До 1,2 - 1,2...2 - 2...8 - 8... 14 - 14...20 - 20...40 Свыше 40
Класс 1 2 3 4 5 6 7
Вторая — его вид: 3 — бортовой, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 8 — резерв (пока не используется) и 9 — специальный. Третья и четвертая цифры означают номер модели автомобиля (от 01 до 99). Пятая цифра означает порядковый номер модификации. Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя. Например, грузовой автомобиль модели ЗИЛ-4331 означает, что автомобиль изготовлен на заводе им. Лихачева, массой 8... 14 т, с бортовой, грузовой платформой, 31 — номер модели.
Пассажирский и специальный подвижной состав
К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили и автобусы. Автомобили, вмещающие не более восьми человек, включая водителя, называют легковыми, а вмещающие более восьми человек — автобусами.
Легковые автомобили выпускаются двух видов: дорожной и повышенной проходимости. Автомобили повышенной проходимости используются в основном в сельской местности; могут создаваться как на базе легковых автомобилей дорожной проходимости в результате увеличения числа ведущих колес, так и в результате создания оригинальных конструкций, например для геологоразведочных работ и т.д.
Наибольшее распространение получила классификация легковых автомобилей по массе неснаряженного автомобиля и рабочему объему двигателя(табл. 1).
В представленной классификации к первым трем классам относятся автомобили ВАЗ-2105, -2106, -2107 «Жигули», ИЖ-2126 «Ода», ГАЗ-3110 «Волга» с приводом на задние колеса, а также переднеприводные автомобили ВАЗ-21093, -2110, -2111 и др.
Масса неснаряженного автомобиля — это масса автомобиля, не заправленного топливом, охлаждающей жидкостью, без запасного колеса и инструмента, а также без водителя и пассажиров.
В обозначениях базовых моделей легковых автомобилей первые две цифры четырехзначного числа означают индекс автомобиля (11, 21, 31, 41) в зависимости от рабочего объема двигателя, а две последние — номер модели. Буквы перед цифрами означают фирму-изготовитель. Например, ВАЗ-2109 означает, что автомобиль изготовлен акционерным обществом «ВАЗ», малого класса, с рабочим объемом двигателя 1,1... 1,8 л, 09 — номер модели.
В том случае, если автомобиль отличается от базового, т.е. является его модификацией, то третья и четвертая цифры остаются прежними и добавляется пятая цифра: так, на базе переднеприводного автомобиля ВАЗ-2109 выпускается его модификация ВАЗ-21093.
По общей компоновке легковые автомобили разделяются на автомобили, сделанные по классической, заднеприводной и переднеприводной схемам.
При классической схеме компоновки двигатель расположен спереди автомобиля, ведущими являются задние колеса.
Заднеприводная схема характерна тем, что двигатель расположен сзади и задние колеса являются ведущими.
При переднеприводной схеме двигатель располагается спереди, передние колеса являются ведущими и управляемыми.
Автомобили ВАЗ-2105, -2107 «Жигули», ИЖ-2126 «Ода», ГАЗ-3110 «Волга» и другие имеют классическую схему компоновки с передним продольным расположением двигателя, от которого крутящий момент передается на задние ведущие колеса. Наряду с этими автомобилями широкое распространение имеют переднеприводные легковые автомобили особо малого и малого классов с передним (поперечным или продольным) расположением двигателя, от которого крутящий момент передается на передние ведущие колеса.
Автобусы средней и большой вместимости создаются на основе агрегатов базовых грузовых автомобилей серийного производства. Однако в конструкциях автобусных шасси применяют специальные автобусные агрегаты — П-образные задние мосты, гидромеханические коробки передач, двигатели с горизонтальной компоновкой, независимые подвески колес и т.д. Широкое распространение получили также микроавтобусы, выпускаемые на базе агрегатов шасси легковых автомобилей. Например, акционерное общество «ГАЗ» выпускает микроавтобусы семейства «ГАЗель» ГАЗ-3221 с колесной формулой 4x2 и полноприводную модель ГАЗ-32217, а также микроавтобусы семейства «Соболь». На автобусе ГАЗ-2217 «Соболь» установлена пятиступенчатая коробка передач, сцепление с гидравлическим приводом и рулевое управление с гидроусилителем.
Наряду с этим на микроавтобусах «ГАЗель» и «Соболь» кроме базового двигателя ЗМЗ-4026 могут быть установлены двигатели: ЗМЗ-4063 карбюраторный, четырехцилиндровый, шестнадцатиклапанный или дизель ГАЗ-560, четырехцилиндровый с турбо-наддувом и микропроцессорной системой управления подачей топлива.
Основными признаками классификации автобусов являются их общая компоновка и особенности устройства кузова. Общая компоновка автобусов определяется их назначением, формой кузова, расположением двигателя, пассажировместимостыо и колесной формулой.
По назначению автобусы разделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристские.
По форме кузова (наличию капота) автобусы разделяются на бескапотные — вагонного типа, капотные и короткокапотные (рис. 2 а, б).
Автобусы вагонного типа создаются с увеличенной длиной кузова, а чтобы обеспечить маневренность такого автобуса, кузов его делают из двух или трех сочлененных (шарнирами) между собой звеньев.
Капотные и короткокапотные автобусы создаются на базе шасси грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности с классической схемой компоновки агрегатов.
По расположению двигателя компоновочные схемы автобусов могут быть с передним или задним расположением двигателя, а иногда и с двигателем с противолежащими цилиндрами, расположенными между лонжеронами рамы под полом кузова.
По пассажировместимости автобусы разделяются на пять классов в зависимости от их габаритной длины в метрах: особо малый — до 5,0; малый — 6,0...7,5; средний — 8,0...9,5; большой — 10,5... 12,0; особо большой — 16,5...24,0. В последний класс входят двух- и трехзвенные (сочлененные) автобусы.
По колесной формуле — полноприводные (со всеми ведущими колесами) 4x4; 6x6 и неполноприводные 4x2; 6x4 и 8x4.
По особенностям устройства кузова автобусы различаются по числу этажей и герметизации кузова.
По числу этажей автобусы могут быть одноэтажные 1— 7 (рис. 2, а, б), 1 '/4 - этажные 8 (рис. 2, в), когда над частью кузова приподняты крыша и окна, полутораэтажные 9, когда в задней части кузова имеется надстройка в виде этажа с низким потолком и высотой прохода 1,7... 1,8 м, и двухэтажные 10.
В отечественном автобусостроении применяются в основном одноэтажные автобусы, обеспечивающие наилучшую планировку мест в салоне кузова с необходимой комфортабельностью для пассажиров.
По герметизации кузова автобусы разделяют на закрытые и открытые. Наибольшее распространение получили закрытые кузова. При наличии установки для кондиционирования воздуха окна полностью герметизируют. В остальных случаях закрытые кузова имеют открывающиеся окна.
Открытые кузова 11 и 12 применяются на автобусах (рис. 2, г), используемых в южных районах; могут быть без крыши или с крышей, но, как правило, со съемным тентом.
Каждой новой модели автобуса присваивается четырехзначный индекс. Первая цифра индекса обозначает класс в зависимости от его длины:
Длина автобуса, м До 5 6…7,5 8…9,5 10,5…12 16,5…24
Класс 2 3 4 5 6
Вторая цифра — его вид, третья и четвертая — номер модели, буквы перед цифрами означают завод-изготовитель. Например, ЛиАЗ-5256 изготовлен Ликинским автобусным заводом, длина его находится в пределах 10,5... 12 м, 2 — автобус, 56 — номер модели (длина автобуса ЛиАЗ-5256 — 11,4 м).
Специальный подвижной состав — это автомобили, созданные на базе шасси грузовых или легковых автомобилей и автобусов в результате установки на них специального оборудования или в результате изменения конструкций самих автомобилей. Специальные автомобили выполняют различные, строго определенные функции. Так, например, специальные автомобили на шасси грузовых — это автобетономешалки, автокомпрессоры, пожарные автомобили и др. На базе грузовых автомобилей выпускаются также автомобили-механизмы для коммунального хозяйства, к которым относятся поливомоечные автомобили, мусоровозы, автомобили-пескоразбрасыватели, автомобили-снегопогрузчики и др.
Специальные автомобили на базе легковых автомобилей и микроавтобусов создаются как автомобили скорой медицинской помощи, так и автомобили-лаборатории ГИБДД, милицейские и др.
Специальные автомобили на базе автобусов используются для создания подвижных телевизионных станций, фото- и кино-лабораторий, санитарно-ветеринарных автомобилей и др.
К специальным автомобилям, имеющим оригинальную конструкцию и выполняемым по особым требованиям, можно отнести гоночные автомобили различных типов.