Оценивая количество автомобилей в какой-нибудь стране, обычно имеют в виду ее автомобильную промышленность, т.е. ежегодное производство и продажу новых автомобилей, а также ввезенных из-за рубежа (новых и подержанных), и ее автомобильный парк, т.е. количество автомобилей, составляющих зарегистрированный подвижной состав автомобильного транспорта.
Автомобили классифицируют в основном по следующим признакам:
назначению:
- транспортные,
- специальные,
- гоночные.
Транспортные автомобили делят на грузовые (общего назначения и специализированные — СПС), пассажирские (легковые и автобусы), грузопассажирские;
грузоподъемности — на 5 классов для грузовых автомобилей;
рабочему объему двигателя — для легковых автомобилей;
габаритной длине — для автобусов (по классификации ЕЭК ООН — на 3 класса или категории: пассажирские — М1, M2, М3; грузовые — N1, N2, N3, а прицепы и полуприцепы — О1,02, 03, 04 — на 4 класса);
проходимости: ограниченной (дорожной и внедорожной), повышенной, высокой проходимости.
Анализируя общее количество автомобилей, обычно выделяют в отдельные группы легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы.
Совокупность физических, физико-химических и других явлений, возникающих в агрегатах и системах, их последовательность, причинность, взаимосвязь — называется рабочим процессом. Изучение рабочего процесса механизмов и систем автомобиля происходит на основе анализа схем действующих сил и математических зависимостей с определением выходных характеристик, которые участвуют в формировании эксплуатационных свойств автомобиля.
Для математического описания основных особенностей рабочего процесса агрегатов, механизмов и систем шасси при использовании условия равновесия системы составляют схему сил.
При анализе рабочего процесса систем и подсистем с автоматическим регулированием дополнительно проводится исследование устойчивости, быстродействия и точности работы системы.
Выходные характеристики для механических систем обычно имеют вид зависимостей силовых параметров: внешних сил Р (или моментов М) от кинематических: f, v (или w). В выходные характеристики входят также функции, позволяющие оценить экономичность агрегата или системы, например удельный расход топлива для тепловых двигателей, КПД для передач и т.д. Колебательные процессы обычно оцениваются с помощью амплитудно-частотных характеристик.
Используются и другие виды характеристик. Необходимо также располагать информацией о граничных условиях для выходных характеристик и о степени влияния на них условий эксплуатации: температуры, влажности, длительности работы и т.д. Различают статические и динамические выходные характеристики. Первые получают без учета влияния фактора времени, вторые — с учетом или в зависимости от времени.
В расчет выходных характеристик должны входить: определение номинальных статических (и динамических) характеристик; расчет (если это необходимо) характеристик, позволяющих оценить колебательные процессы и работу автоматических подсистем; определение степени влияния возможных ус-опий эксплуатации на параметры выходных характеристик.
Работоспособность деталей — способность выполнять заданные функции в пределах технических требований. с оценивают по прочности, жесткости, износостойкости, теплостойкости, вибростойкости, коррозионной стойкости.
Разные детали подвергаются различным воздействиям, и в каждом конкретном случае какие-то из воздействий являются основными. Так, коррозия, наряду с прочностью и жесткостью, должна учитываться при оценке работоспособности кузова и рамы, а иногда и некоторых других деталей, износо - и теплостойкость — при оценке работоспособности сцепления и тормозных механизмов (для поверхностей трения).
Различают нагрузочные и расчетные режимы. Нагрузочный режим характеризует реальные нагрузки, которые испытывают детали и агрегаты автомобиля во время эксплуатации. Расчетным называется реальный или условный нагрузочный режим, принимаемый при расчете деталей автомобиля на работоспособность. Расчетный режим устанавливается на основе анализа нагрузочных режимов. Для различных агрегатов и систем автомобиля используют разные расчетные режимы.
В конечном счете, при использовании любого изделия главным является эффективность использования этого изделия, которую
можно оценивать такими обобщенными критериями, как производительность, экономичность, неповреждаемость. Повышение эффективности использования обеспечивается, в частности, повышением качества изделия. Под качеством изделия обычно понимается совокупность всех свойств, необходимых для всесторонней оценки изделия на соответствие назначению и предъявляемым требованиям.
Свойства — это количественные или качественные характеристики изделий, присущие им и проявляющиеся в определенных условиях взаимодействия с другими изделиями, объектами, явлениями. Обычно выделяют четыре группы свойств изделий: функциональные, технико-экономические, надежность и потребительские.
Функциональные — свойства, необходимые для функционирования изделия и определяющие качество выполнения им своих функций.
Технико-экономические — свойства, определяющие величину затрат, необходимых для создания и функционирования изделия.
Надежность — свойство изделия сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования. Надежность объединяет понятия безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости.
Потребительские — свойства, удовлетворяющие запросам потребителей.