ВВЕДЕНИЕ
Во ведении необходимо дать обоснование актуальности выбранной темы, написать основные направления развития автосервиса в России, определить объект и предмет изучения.
Статистика изменения парка легковых автомобилей показывает, что средний возраст эксплуатируемых автомобилей снижается и не превышает в последние годы 11 – 15 лет. При этом вследствие повышения качества автомобилей основные затраты на их ремонт приходятся на вторую половину этого срока.
Для сервисного рынка всех стран характерна общая картина – заказчики, которые купили у официального дилера машину, исправно являются на сервис в течение гарантийного периода. Однако после истечения срока гарантии, до половины этих клиентов предпочитает обращаться в независимые ремонтные фирмы и мелкие специализированные мастерские.
Спрос на сервис техники постоянно увеличивается по следующим причинам:
парк машин будет расти еще много лет, так как развивающаяся экономика требует все больше техники;
сотни тысяч новых предприятий, приобретающих технику, не обзаводятся ремонтной базой, рассчитывая на сервис производителей;
старые предприятия, стараясь снижать себестоимость, избавляются от ремонтных цехов, предпочитая обслуживать машины в сервисных фирмах;
крупные предприятия, сохраняя ремонтные мощности, не хотят иметь запасов деталей, предпочитая срочные поставки;
потребители новейших моделей не могут ремонтировать их сами, не желая затрат на специальное оборудование и обучение ремонтников;
частные владельцы автомобилей и сельхозтехники, для которых рынок ужесточил условия заработков, но и предоставил возможности для их увеличения, не хотят тратить время на ремонт машин. [26]
Рыночная экономика требует минимизации себестоимости любой продукции, чтобы выигрывать соревнования по ценам у конкурентов. У всех предприятий заметную долю средств производства составляет колесная и гусеничная техника, поэтому важным направлением снижения себестоимости является сокращение времени простоя машин в ремонте. Только у крупных предприятий это может быть обеспечено деятельностью собственных хорошо оснащенных ремонтных баз. Для остальных содержание ремонтников, соответствующих помещений и оборудования является тяжким бременем. Все больше владельцев техники понимают невыгодность содержания ремонтных цехов.
Частные владельцы автомобилей тоже не имеют свободного времени на их ремонт — в условиях рынка все труднее даются заработки, все больше времени уходит на обеспечение нормальных условий жизни.
Наемные водители, напряженность труда которых возрастает из года в год, все чаще возражают против выполнения ремонтных работ своими силами — это не их специальность.
В связи с принятием Федерального закона от 25 апреля
2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховые компании ищут сотрудничества с ремонтными предприятиями — им интересны предприятия, выполняющие все виды работ с низкой себестоимостью, т.е. с самым современным оборудованием и квалифицированным штатом, а таких предприятий пока мало.
Срочная организация сервисных инфраструктур для обеспечения подъема экономики исправной техникой — задача стратегическая. Темпы подъема экономики зависят и от сроков ремонта эксплуатируемой предприятиями техники. Более того, развитие сервисной инфраструктуры — это подъем одной из отраслей экономики, которая будет приносить налоговые отчисления.
Сервисным предприятиям целесообразно объединяться в союзы и защищать свои интересы в администрациях областей и в правительстве. На российском рынке сервиса проявились и будут нарастать следующие тенденции:
рост спроса на сервис;
сокращение объема работ по обслуживанию вследствие появления все более качественных машин, с узлами, не требующими смазки, и т. д.;
сокращение объема механических работ вследствие введения в конструкции машин долговечных и износостойких деталей;
увеличение объема кузовных и малярных работ вследствие увеличения количества аварий из-за возрастающей плотности движения на дорогах;
увеличение объема работ по дополнительному оборудованию, обеспечивающему повышенный комфорт водителям и пассажирам;
сокращение объема работ по восстановлению деталей и даже агрегатов для недорогих машин вследствие снижения цен на новые детали и агрегаты;
рост спроса на услуги мелких независимых специализированных мастерских;
рост спроса на неоригинальные запчасти хорошего качества;
устойчивый спрос на бывшие в употреблении, но незначительно изношенные детали для дорогих подержанных автомобилей;
рост спроса на техническую информацию и новые средства ее систематизации и использования — интерактивные каталоги, инструкции по эксплуатации и т. д.;
острый дефицит кадров ремонтников.
Этим обусловлена актуальность выбранной темы дипломного проекта.
Целью данного дипломного проекта является расчет и проектирование станции диагностики западноевропейских легковых автомобилей.
Объектом исследования является рынок сервиса автоуслуг.
Предметом исследования является станции диагностики и СТО на рынке автомобильных услуг.
В процессе выполнения дипломного проекта были постановлены и решены следующие задачи:
спроектирована станция диагностики западноевропейских легковых автомобилей;
выбрано необходимое оборудование для обслуживания автомобилей;
описаны технологии выполнения отдельных операций по диагностике и ремонту автомобилей;
дано экономическое обоснование участка предпродажной подготовки;
рассчитана экологическая безопасность спроектированной станции диагностики.
Перспективы развития автосервиса можно посмотреть на сайте http://avto-barmashova.ru/perspektivi_avtoservisa/index.html)