ГЛАВНАЯ  ОБ АВТОРЕ  НОВОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ  КОНТАКТЫ  КАРТА САЙТА  КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ  

Требования к СТО
Освещение на СТО
Отопление и вентиляция на СТО
Водоснабжение и канализация на СТО
Интерьер и функциональные зоны
Рабочие зоны СТО
Стоянки для клиентов
Склад опасных отходов и подключение к инженерным сетям
Контроль качества исполнения автосервисных работ
Производственные операции автосервиса
Показатели эффективности автосервиса
Новые технологии: выбор средств
Проведение кадровой политики на предприятиях автосервиса
Общие требования к организации СТО
Организация складов на СТО
Освещение и вентиляция на СТО
Подсобные помещения на СТО
Оборудование компрессорной станции
Оборудование склада централизованной раздачи жидкостей
Контроль технического состояния автомобиля (КТС)
Проведение антикоррозионной зашиты автомобиля
Классификации СТОА
Система технического обслуживания и ремонта автомобилей на СТОА
Организация выполнения технических воздействий на СТОА
Подсистема тюнинга и дооборудования автомобилей
Система и организация обслуживания автомобилей населения
Примерная структура сервисного предприятия
Организация труда на предприятиях автосервиса
Расчет численности производственных рабочих и необходимого числа производственных постов
Анализ результатов сервиса
Организационная структура предприятия
Службы, работающие с клиентами
Льготное обслуживание старых автомобилей
Сервисный цех
Система технического обслуживания и ремонта автомобилей на СТОА
Автосервис в сельской местности
Перспективы газификации на автомобильном транспорте и сервис газобаллонных автомобилей
Фирменное обслуживание автомобилей
Основные рекомендации и требования к планировочным решениям СТОА
Определение потребности СТОА технологическом оборудовании
Современные стандарты для автотехцентров
Стандарты для служб запасных частей
Расчет площадей производственных помещений
Капитал автосервиса и источники его формирования
Типы и функции предприятий автомобильного транспорта
Защита от поражения электрическим током
Управление мотивацией, конфликтами и стрессами на СТОА
Организация работы с персоналом предприятия СТО
Ценообразование в СТОА и формирование ценовой политики
Планирование издержек и финансовых результатон СТОА
Коммуникативная политика СТОА
Каналы личной коммуникации и каналы неличной коммуникации на преприятиях СТО

 

 

 

Подсистема тюнинга и дооборудования автомобилей

Тюнинг автомобиля. Набор потребительских свойств автомобиля, предлагаемый заводом-изготовителем, во многом оказывает влияние на себестоимость автомобиля и в зависимости от комплектации на его конечную цену для потребителя (впрочем, и стоимость автомобиля можно считать одним из потребительских качеств). Обычный автомобиль является продуктом массового производства, и его потребительские качества усреднены, поскольку невозможно удовлетворить потребности всех покупателей. Но отдельные потребители желают придать своему автомобилю индивидуальность, усовершенствовать его технические характеристики, доработав, переделав или изменив определенные узлы и детали. На решение этих вопросов ориентирована подсистема тюнинга и дооборудования автомобилей.

Под тюнингом подразумевается проведение технических воздействий на автотранспортное средство, в результате которых не происходит изменений эксплуатационных и надежностных характеристик автомобиля, в противном случае эта процедура подпадает под понятие «дооборудование (переоборудование) автомобиля».

В переводе с английского «tuning» дословно означает «настройка», «регулировка». Таким образом, тюнинг автомобиля можно понимать как настройку или подготовку автомобиля в соответствии с пожеланиями клиента, который заказывает услугу. В общем случае тюнингом можно считать деятельность, направленную на улучшение потребительских свойств автомобиля. Самыми распространенными услугами такого рода являются следующие:

улучшение характеристик двигателя, причем не столько увеличение максимальной мощности, сколько способности двигателя отдавать, когда это требуется, необходимый крутящий момент;

улучшение характеристик трансмиссии, благодаря чему двигатель может показать себя «с лучшей стороны». Почувствовать себя в дороге увереннее и спокойнее помогут удобное рулевое колесо, хорошие колеса и шины, вентилируемые тормоза, хорошие амортизаторы;

дополнительное оборудование, которое делает эксплуатацию машины более удобной (например, электростеклоподъемники и центральный замок), система звуковоспроизведения и охранная система, которые установлены почти на всех легковых автомобилях зарубежного производства, датчик дождя, датчик наружного освещения, система помощи при парковке, которая обычно является атрибутом машин более высокого класса, и др.;

изменение внешнего вида автомобиля, которое призвано сделать его более заметным, выделить его в транспортном потоке.

В данном случае тюнинг автомобилей — это искусство придать свое лицо одному из сотен тысяч одинаковых автомобилей. Самое простое — внешняя отделка — от банальных наклеек, молдингов, тонировки до пластиковых навесок, хромировок и переделки салона.

Поэтому тюнинг можно разделить на несколько «ступеней» — внешний, внутренний тюнинг и технический тюнинг (дооборудование или переоборудование).

Внутренний тюнинг затрагивает интерьер салона и подразумевает декоративную отделку (под металл, дерево, карбон), изменение внутренней обивки салона, руля, установку анатомических сидений, многоточечных ремней безопасности, ручки КПП, накладок на педали, алюминиевых ковриков, неоновой подсветки, дополнительных приборов и т.д.

Тюнинг салона предполагает прежде всего создание уюта для водителя и пассажиров благодаря не только учету индивидуальных требований, но и последних тенденций в сфере рестайлинга отделочными материалами последнего поколения. Тюнинг салона автомобиля может включать в себя перепланировку Торпедо, перешивку сидений и дверных карт, перетяжку салона кожей и другими материалами. Для придания автомобилю индивидуальности специалисты по тюнингу проектируют и реализуют элементы декора и дополнительные аксессуары — телевизоры, GPS-навигацию, мобильные телефоны, подсветку усилителей и кроссоверов, оформление компонентов кожей и алькантарой, подсветку сабвуферных динамиков и изготовление прозрачных корпусов и защитных фальшпанелей. Один из характерных примеров — дополнительное освещение элементов интерьера салона с помощью светящегося провода, который является полным аналогом неона, но неон светится в стеклянной трубке под воздействием электрического тока, а провод ELAIM помещен в эластичную прозрачную трубку, что значительно расширяет возможности его применения. Цветовая гамма представлена основными цветами (красный, желтый, зеленый, голубой, синий), а срок непрерывной работы до 3 лет.

Создание автомобильной аудиосистемы с хорошим звучанием — многоэтапный процесс, каждый этап которого требует привлечения профессионалов по установке CD- и MD-ресиверов, кассетных магнитол, CD-чейнджеров, сабвуферов, усилителей, коаксиальной и компонентной акустики для обеспечения качественного цифрового звука, настройки характеристик звука в автомобиле.

Внешний тюнинг предполагает установку новых колесных дисков, аэродинамических комплектов (антикрылья, спойлеры, накладки на пороги, арки, бамперы, воздухозаборники), декоративных решеток радиатора, тюнинговой оптики, зеркал, использование аэрографии и т.д. Внешний тюнинг автомобиля — это прежде всего попытка владельца придать своему автомобилю индивидуальность и привлекательность, следовательно, тюнинг субъективен, можно изменить лишь отдельные элементы кузова, а можно установить пластиковый «обвес» «по кругу». При этом внешний тюнинг может дополнять тюнинг по улучшению технических показателей узлов и агрегатов автомобиля. Но необходимо учитывать, что внешний тюнинг — явление достаточно противоречивое. Как правило, при установке дополнительных элементов аэродинамика кузова ухудшается. Ведь объективно оценить результаты внешнего тюнинга можно только в аэродинамических лабораториях, а стоимость исследований крайне высока.

Реилинги, устанавливаемые на крыше автомобилей, — одно из направлений внешнего тюнинга. Они выполняют не только декоративную, но и грузовую функцию, давая возможность для последующего монтажа багажника (багажник рейлинга пригоден для перевозки грузов массой до 100 кг).

Автомобильные реилинги для кенгурятников несут как эстетическую, так и защитную функции. Кенгурятники защищают задний и передний бамперы автомобиля, служат для установки дополнительного освещения, предохраняют автомобиль при столкновении, украшают его. Для изготовления и навески кенгурятников применяют автомобильные реилинги крашеные, хромированные, из нержавеющей стали. Пороги для автомобилей чаще изготовляют из хромированных автомобильных рейлингов, но при их выборе необходимо учитывать марку автомобиля, его цвет, высоту, а не только ориентироваться на свой вкус.

Тюнинг может быть заводским, предпродажным или выполненным в специализированном ателье.

Заводской тюнинг, как правило, предполагает возможность заказать «на конвейере» (на практике — у дилера) цвет, двигатель, вид обивки и т.д., т.е. выбрать один вариант комплектации автомобиля из тех, что предлагают в автосалоне. Конечно, считать это тюнингом можно лишь с известной натяжкой. Завод выпускает несколько модификаций модели, из которых покупатель может сделать выбор, но это не позволяет говорить только о заводском тюнинге, тем более в наших условиях. Известные автопроизводители выпускают отдельные варианты комплектации одной модели автомобиля в объеме, не превышающем нескольких десятков тысяч в год, а отечественный автопром выпускает сотни тысяч автомобилей всего в нескольких модификациях, практически одинаковых внешне.

К предпродажному тюнингу можно отнести установку системы звуковоспроизведения, охранной системы и ряда других систем, повышающих удобство и безопасность эксплуатации автомобиля. Предпродажный тюнинг имеет одно неоспоримое преимущество, которое нельзя игнорировать: установка всех этих систем и дополнительного оборудования у официального дилера не может привести к прекращению действия гарантийных обязательств завода-изготовителя в отношении нового автомобиля.

Тюнинговые ателье (специализированные предприятия автосервиса) реализуют наиболее сложные с технической точки фения переделки автомобиля. Здесь работают специалисты высокой квалификации, которые способны качественно выполнить свою работу. После выполнения работ (оказания услуги) эти предприятия должны предоставлять заказчику гарантии на данные работы и давать подробные указания (инструкции) по эксплуатации переделанного ими автомобиля, так как его уже нельзя считать серийным. Известные западные Тюнинговые ателье, такие, как Brabus и Karlsson (тюнинг автомобилей Mercedes) или TechArt и Cartronic (тюнинг автомобилей Porsche), после доводки автомобиля устанавливают свой токарный знак. Фирма AMG получаете конвейеров Mercedes кузова автомобилей, «дорабатывает» их, затем вновь передает на завод, после чего их дособирают в ателье. Это свидетельствует о возможных масштабах переделок и глубины тюнинга.

Отдельную нишу занимают фирмы, которые готовят автомобили для участия в спортивных состязаниях, но эта деятельность не относится к сервисной и поэтому здесь не рассматривается. Аэрография — техника нанесения рисунка с помощью аэрографа на любую поверхность автомобиля, мотоцикла, сноуборда или вейкборда, шлема и т.д. — находит в последнее время широкое применение. В аэрографических автоателье работают художники-аэрографисты, выполняющие рисунки практически любой сложности. Услуги по аэрографии позволяют придать индивидуальность автомобилю за счет эксклюзивности и неповторимости рисунка, кроме того, защитить автомобиль от угона.

Дооборудование (переоборудование)автомобилей (технический тюнинг) требует серьезной работы со всеми системами автомобиля.

Спойлеры, усиливающие прижим к дороге, и дополнительные воздухозаборники для охлаждения тормозов, полезны скоростному автомобилю. При этом изменения будут направлены на увеличение мощности и подвижности автомобиля, включая незначительные технические изменения, такие, как чип-тюнинг, «настроенная» система выпуска. Все это позволяет поднять мощность двигателя без каких-либо его серьезных переделок. Доводка двигателя позволяет получить максимальную отдачу без неоправданных затрат. В той или иной конфигурации возможны изменения формы и диаметра впускного и выпускного каналов, формы клапанов и камеры сгорания. Кроме того, устанавливаются распределительные валы с расширенными фазами газораспределения и увеличенным подъемом кулачка, изменяется система впуска—выпуска, а также программа управления двигателем.

При механической обработке головки блока цилиндров главная задача — максимально наполнить цилиндры топливовоздушной смесью. Формы стандартных каналов, клапанов, камер сгорания далеки от идеальной. Массовое производство и современные (отечественные) технологии не позволяют выполнить канал идеальным. По законам течения жидкости и газов, канал должен представлять собой прямую трубу с ровной внутренней поверхностью. Выход канала в камеру сгорания через открытый клапан вызывает сильное завихрение потока. Поток «срывается», входя в больший объем, а клапан тормозит его движение. Чтобы облегчить наполнение, все эти «преграды» должны иметь максимально обтекаемую форму, а перед «выходом» в камеру сгорания каналу придается слегка «приталенная», чуть суженная форма. Клапан в свою очередь выполняется почти плоским со скругленными фасками, такую же форму придают и седлу клапана. Чтобы ворвавшуюся в цилиндр смесь резко не останавливали стенки камеры сгорания, ее в месте выхода смеси из канала также обрабатывают. В результате увеличения объема, установки распределительного пала, позволяющего клапану находиться в открытом состоянии дольше (увеличенная фаза впуска) и на большей высоте (подъем клапана), мощность двигателя ВАЗа повышается на 30, 50 и даже 100%. Особую роль в повышении мощности играет турбонаддув.

Изменения, затрагивающие агрегаты и узлы автомобиля, — следующий уровень технического тюнинга. Здесь многие работы требуют научных расчетов или по крайней мере большого практического опыта. Изменения коробки передач с измененными передаточными числами, замена редукторов не требуют серьезной перестройки всего автомобиля, так как автомобили н основном предназначены для среднего потребителя и допускают смещение отдельных параметров в определенном интервале. Тюнинг коробки передач предусматривает прежде всего измененные ряды передач, которые позволяют избежать «провалов» при переключениях, держать обороты двигателя в зоне максимального крутящего момента, интенсивнее разгоняться. Передаточные числа для каждого комплекта приводятся в специальной справочной литературе и обозначаются условными номерами, принятыми производителем.

Тюнинг тормозной системы наряду с рулевым управлением — один из наиболее важных моментов настройки автомобиля. Если при доработке (тюнинге) тормозной системы можно выбирать между «передними большими» и задними дисковыми тормозами, то, конечно, нужно выбирать передние, которые выполняют до 80 % всей работы. К тому же, это может оказаться дешевле, так как надежные передние суппорты отечественная промышленность выпускает в отличие от задних. У многих небольших импортных автомобилей последних моделей применены большие колеса при относительно «спокойном» двигателе. Это в большинстве случаев обусловлено необходимостью разместить больший тормозной диск и более мощный тормозной механизм, что приносит выигрыш в силе. Благодаря большой площади колодка меньше нагревается и лучше рассеивает теплоту, при этом колодка из специального материала не теряет своих свойств при повышенном температурном режиме (движение в «боевом» стиле — с частыми разгонами—торможениями). То же можно сказать о применении вентилируемого диска, который лучше рассеивает теплоту. Возможны и смешанные решения — со стандартным механизмом устанавливается увеличенный диск или, что бывает реже, более мощный суппорт устанавливается со стандартным диском или даже вентилируемым, но стандартного диаметра.

Спортивный стиль — одно из направлений технического тюнинга. Он предполагает установку элементов, усиливающих кузов (балки жесткости, каркасы безопасности), низкопрофильной резины, спортивной тормозной системы, спортивного сцепления, выхлопной системы, воздушного фильтра нулевого сопротивления, форсирование двигателя, установку турбины и т.д. Один из характерных примеров — установка спортивного глушителя. Такие глушители производятся для отечественных двигателей с 1999 г. из нержавеющей стали, могут иметь внутренний диаметр от 48 до 63 мм и устанавливаться практически на любой автомобиль. Глушитель прямоточного типа обладает заметно меньшим противодавлением (сопротивлением движению выхлопных газов) и может быть уместным дополнением к форсированному двигателю. Установка спортивного глушителя (без каких-либо доработок двигателя) на автомобилях с роторными моторами и турбодвигателями дает неплохие результаты.

Сегодня тема тюнинга автомобилей стремительно набирает популярность во всем мире, в том числе в России. В связи с этим появились магазины, которые предлагают самый широкий ассортимент аксессуаров от известнейших мировых производителей для тюнинга автомобилей, например аэродинамический обвес, ламбо двери, чехол запасного колеса, капот, воздухозаборник капота, дефлектор капота, кенгурятники, расширители крыльев, козырьки, подсветки днища, дефлекторы окон, пороги, решетки радиатора, спойлеры, защиту фар, фаркопы, передние фары, противотуманные фары, накладки на фары, задние фонари, автомобильные коврики, накладки педалей, спортивные рули, адаптеры руля, спортивные сиденья, глушители, воздушные фильтры нулевого сопротивления, впускные системы, впускные коллекторы, выпускные системы, выпускные коллекторы, прямоточный глушитель, насадки глушителя, провода зажигания, системы закиси азота, комплект сцепления, короткоходные кулисы, панели приборов, силиконовые шланги, термоизоляцию двигателя, топливные насосы высокого давления, буст-контроллер и многое другое.

Соблюдение законодательных и нормативных актов. Все перечисленные виды тюнинга относятся к разряду официальных. В развитых странах эта деятельность строго регулируется. Однако и там нередко встречаются отклонения от установленных требований. В России на очевидные и небезопасные переделки смотрят сквозь пальцы, поэтому на дорогах можно встретить «Нивы» с колесами от «Волги», «Самары» с полуметровым дорожным просветом и установленной куда угодно и неизвестно какой светотехникой, хотя, например, в п. 3. Основных положений (правила дорожного движения) говорится, что оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к безопасности движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по технической эксплуатации этих транспортных средств. Кроме того, в Основных положений говорится: «Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают: ... внесение изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения». В Приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, называемом «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» и основанном на требованиях ГОСТа Р 51709—2001 и других нормативных документов, в том числе международных, определяются требования эксплуатационной безопасности транспортных средств. В этом Перечне п. 7.18 запрещает эксплуатацию транспортного средства, если изменения в его конструкцию были внесены без разрешения ГИБДД или иных органов, определяемых Правительством РФ.

Большинство изменений (особенно при техническом тюнинге) противоречит действующим ГОСТам. Ревущий выхлоп, нестандартное освещение, изменение конструкции тормозов и геометрии кузова, стробоскопы и т.д. — все это неправомерное внесение изменений в конструкцию автомобиля. К примеру, установка нового спортивного руля знаменитой фирмы нарушает ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ («Управление транспортным средством с заведомо неисправным... рулевым управлением...»), предусматривающую штраф в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда. Эксплуатация автомобиля может быть запрещена. Установка задних дисковых тормозов на модели, конструкция которой этого не предусматривает, является нарушением закона и интерпретируется как неисправность, при наличии которой нельзя эксплуатировать транспортное средство. Согласно ст. 12.20 КоАП РФ «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами...», установка дополнительных фар может привести к штрафу, пусть и незначительному по сравнению со стоимостью «люстры» на крышу — 0,5 МРОТ. В соответствии со стандартом допускается установка на автомобиль только двух дополнительных фар, но при условии, что это предусмотрено заводом-изготовителем.

Появление на автомобиле огней синего цвета, например светящихся синим цветом форсунок омывателя лобового стекла, интерпретируется как несанкционированный «фейслиф-тинг», — коррекция цветовой гаммы и расположения внешних световых приборов, что недопустимо согласно перечню неисправностей, запрещающих эксплуатацию транспортного средства. Также исключены синие габаритные огни, противотуманные фары любого цвета, кроме белого и желтого, неоновая подсветка номера, светящиеся пороги и даже лампочка на кончике антенны. Спортивная выпускная система (рев автомобиля) не соответствует ГОСТу Р41.51—99 (документ регламентирует шум, производимый транспортными средствами, имеющими не менее четырех колес), и система выпуска будет признана неисправной и эксплуатацию транспортного средства запретят.

Необходимо учитывать, что на многие модифицированные детали, замена которых подлежит обязательной регистрации в ГАИ, нет необходимых сертификатов и одобрений. Эта проблема касается в первую очередь фирм-импортеров и российских производителей, не обеспечивающих соответствующими документами продукцию, предоставляемую ими на рынок. Кроме того, многие автовладельцы обращаются к частным тюнинговым компаниям, самоучкам, мелким мастерским, у которых нет ни сертификата, ни достаточного опыта по переоборудованию автомобилей. Поэтому в погоне за мощностью двигателя, за скоростью забывается о безопасности, не проводятся расчеты жесткости кузова, управляемости автомобиля при таких ускорениях, допустим, при увеличении скорости или работe двигателя на повышенных оборотах какие-то другие детали могут не выдержать и разрушиться.

Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств установлен приказом МВД России № 1240. Целью контроля является подтверждение соответствия внесенных изменений требованиям стандартов и других нормативных актов, которые регламентируют безопасность дорожного движения. Естественно, путь официальной регистрации результатов тюнинга автомобиля, т.е. «легализация» тюнинга, требует затрат сил и времени, однако если нее официальные разрешения и свидетельства получены, то проблем с эксплуатацией и прохождением технического осмотра не будет.


Написание введения  Организация труда на СТО Классификации СТОА Система технического обслуживания и ремонта автомобилей на СТОА Организация выполнения технических воздействий на СТОА Участок диагностики автомобилей.  Пост мойки и уборки автомобилей Пост приемки автомобиля  Свойства и требования к конструкции автомобиля Система и организация обслуживания автомобилей населения 

 
   

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование