Диагностика автомобиля производится:
по заявкам автовладельцев как самостоятельный вид услуг;
при приемке на СТОА (при необходимости);
при выполнении технических воздействий;
перед выдачей автомобиля владельцу для проверки качества проведенного ТО и ТР.
Наибольшее число заявок автовладельцев приходится на диагностические работы, связанные с проверкой и регулировкой углов установки управляемых колес, динамической балансировкой колес, проверкой систем электрооборудования и питания двигателя. Это объясняется тем, что работы указанных узлов и систем во многом определяют затраты на эксплуатацию автомобиля, обусловленные износом шин и топливной экономичностью.
Технологическое оборудование, применяемое на СТОА, во многом определяет качество выполнения технических воздействий. Для современных СТОА промышленностью выпускается широкая номенклатура технологического оборудования, различающегося как по конструктивному устройству, так и по принципу действия. Действующим в системе автотранспорта России «Табелем технологического оборудования» для использования в СТОА рекомендуется 241 модель технологического оборудования. При этом в упомянутом нормативно-техническом документе не указаны многие наименования моделей оборудования, применяемого и на СТОА, и на объектах народного хозяйства иного профиля (станочного, деревообрабатывающего, сварочного, кузнечного и т.д.). На каждой СТОА установлено от нескольких десятков до нескольких сотен наименований моделей технологического оборудования различного назначения.
Весь спектр технологического оборудования, которым оснащается современная СТОА, можно подразделить на две большие группы.
К первой группе относится специализированное технологическое оборудование, которое непосредственно используется в технологических процессах на СТОА с целью поддержания колесных транспортных средств в технически исправном состоянии.
Специализированное оборудование, применяемое в процессе ТО и ТР автомобиля, идентифицируется путем установления тождественности характеристик назначения следующим группам:
контрольно-диагностическое оборудование (средства технической диагностики);
регулировочное оборудование;
моечно-уборочное оборудование;
смазочное и заправочное оборудование;
оборудование для подъема и перемещения автомобиля и его составных частей при выполнении технических воздействий;
оборудование для монтажа, демонтажа, ремонта, накачки, ошиповки шин и балансировки колес;
оборудование для окраски и противокоррозионной обработки, в том числе системы питания сжатым воздухом;
оборудование для восстановления и ремонта несущих систем;
гаражное оборудование;
гаражные компрессоры для обеспечения технической эксплуатации автомобиля;
гаражное оборудование для подготовки двигателя автомобиля к пуску, в том числе пускозарядные устройства.
Ко второй группе относится оборудование общего назначения, используемое не только на СТОА, но и на других объектах народного хозяйства и являющееся универсальным по характеру своего использования. Это оборудование можно подразделить на две подгруппы:
технологическое оборудование для выполнения сварочных, медницких, электроремонтных, радиотехнических и других работ;
оборудование, используемое для эксплуатации инженерных сетей и сооружений СТОА, систем отопления, вентиляции, водоснабжения и др.
В процессе технической эксплуатации автомобиля должны применяться сертифицированное в обязательном порядке специализированное оборудование, в том числе контрольно-измерительное оборудование и инструменты, имеющие установленные документы об утверждении типа средств измерений и действующие документы о поверке.
Специализированное оборудование, применяемое для контроля соответствия автомобиля требованиям безопасности, установленным в Техническом регламенте, должно позволять измерять требуемые параметры автомобиля в определенном диапазоне измерений с необходимой точностью и по номенклатуре и своим характеристикам соответствовать требованиям:
оборудования должны соответствовать типу, массовым и габаритным параметрам колесного транспортного средства или его систем, для которых это оборудование применяется;
специализированное оборудование должно обеспечивать выполнение требований безопасности, предусмотренных общими техническими регламентами;
в конструкциях передвижного оборудования, предназначенного для монтажа, демонтажа, подъема и опускания, транспортирования сборочных единиц и агрегатов или колесного транспортного средства в целом, должно быть предусмотрено устройство, удерживающее оборудование от самопроизвольного смещения на ровном твердом покрытии;
в конструкциях органов управления, предназначенных для включения специализированного оборудования, должны быть предусмотрены средства защиты от случайного включения;
специализированное оборудование с автоматическим (программным) управлением не должно начинать выполнение исполнительских технологических операций (вывод диагностируемого колесного транспортного средства или его системы на заданный режим, подкачка сжатого воздуха в шины и проч.) без команды подтверждения персонала;
предохранительные клапаны гидравлических домкратов с ручным приводом, гидравлических, электрогидравлических и плунжерных подъемников, маслораздаточных колонок (установок), шиномонтажных электрогидравлических стендов не должны допускать превышения номинального давления более чем на 12 %;
окрасочное оборудование, установки для нанесения антикоррозионных покрытий и приборы для проверки расхода топлива колесных транспортных средств, в состав которых входят электрические цепи и узлы, должны быть изготовлены во взрывозащищенном исполнении;
автоматические бесконвейерные моечные автомобильные установки должны быть оснащены на въезде световой сигнализацией въезда-выезда;
в конструкциях автоматических воздухораздаточных колонок должны быть предусмотрены узлы для автоматического прекращения накачки, сигнализаторы процесса накачки и достижения заданного давления в шинах;
в конструкциях стационарных, передвижных и переносных специальных компрессоров с электроприводом и автоматическим управлением должно быть предусмотрено по меньшей мере одно устройство, отключающее электропривод при превышении установленного максимального давления с погрешностью срабатывания в пределах ± 0,05 МПа;
электроприводные нагнетатели смазки и маслораздаточные колонки (установки) должны снабжаться предохранительным клапаном для ограничения давления и реле для автоматического отключения электропривода, которые устанавливаются на выходе нагнетателя и исключают превышение номинального давления более чем на 10 %;
пневмоприводные нагнетатели смазки и маслораздаточные колонки (установки) должны снабжаться по меньшей мере одним конструктивным элементом для ограничения давления;
высота подъема воронки передвижных установок для сбора отработанных масел должна быть не менее
1700 мм над опорной поверхностью;
отношение минимального размера основания к высоте передвижных стоек напольных одностоечных подъемников должно быть не менее 0,45;
опорные поверхности подхватов и педалей домкратов должны быть рифлеными.
максимальная скорость опускания и подъема автотранспортных средств напольными стационарными и передвижными подъемниками должна быть не более 0,1 м/с;
конструкция подъемников с двумя плунжерами или стойками и более с высотой подъема более 300 мм должна обеспечивать синхронный подъем и опускание колесного транспортного средства с отклонениями по высоте не более 10 % независимо от нагрузки, приходящейся на каждый плунжер или стойку;
конструкция подъемников должна обеспечивать подъем и опускание колесного транспортного средства только при непосредственном воздействии оператора на органы управления;
в конструкциях подъемников должны быть предусмотрены по меньшей мере два независимых один от другого узла, один из которых страховочный, препятствующих самопроизвольному опусканию рабочих органов. Эти узлы должны быть снабжены по меньшей мере одним средством контроля их состояния. В конструкциях электромеханических подъемников одно из этих средств должно обеспечивать возможность непосредственного визуального контроля;
в конструкциях электромеханических подъемников и опрокидывателей колесных транспортных средств должно быть предусмотрено не менее двух концевых выключателей, фиксирующих крайние положения рабочих органов как с нагрузкой, так и без нагрузки;
механические домкраты и электромеханические подъемники должны выдерживать поднятый груз в течение 10 мин при перегрузке 25 % и три полных цикла подъема—опускания груза при перегрузке 10%. При этом не допускается появление остаточных деформаций;
в конструкциях роликовых стендов для проверки тяговых, тормозных и ходовых свойств должны быть предусмотрены страховочные устройства, предотвращающие при диагностике самопроизвольный выезд колесного транспортного средства со стенда в продольном направлении и ограничивающих его перемещение в поперечном направлении;
конструкции роликовых стендов для проверки тяговых, тормозных и ходовых свойств должны обеспечивать статическую и динамическую устойчивость колесного транспортного средства (предотвращение выезда или выброса со стенда) во всем диапазоне режимов проверок.
не допускается снижение коэффициента сцепления рабочих поверхностей роликов стенда с колесами при сухих чистых протекторах шин вследствие износа и загрязнения рифления или абразивного покрытия роликов до уровня менее 0,65 при проверке колесных транспортных средств категорий М, и менее 0,6 при проверке колесных транспортных средств категорий М2, М3, N,, N2, N3.
пульты управления роликовыми стендами для проверки тяговых и тормозных качеств должны:
исключать случайное срабатывание устройства въезда и выезда транспортного средства до полной остановки роликов;
обеспечивать плавное изменение тормозного момента нагружающего устройства при ступенчатом переключении задаваемых значений (установок) регулируемого параметра в режиме его автоматической стабилизации;
узлы и приборы, устанавливаемые на колеса колесного транспортного средства при диагностике, должны оснащаться зажимными и страховочными приспособлениями, препятствующими отсоединению и падению этих узлов и приборов;
конструкция роликовых стендов для проверки тяговых свойств должна предусматривать сигнализацию пуска стенда;
средства технической диагностики двигателей с искровым зажиганием и воспламенением от сжатия должны исключать возможность возникновения искр и контакта топлива и его паров с горячими частями оборудования в процессе его работы, если такой контакт может стать причиной взрыва или пожара;
в состав тяговых стендов и прочего оборудования, применяемого при работающем двигателе в помещении, должно входить заборное устройство для отвода отработавших газов;
конструкция заборного устройства должна предусматривать подключение зондов приборов для анализа состава отработавших газов, а также отвод отработавших газов в систему вытяжной вентиляции;
в конструкциях стендов для монтажа и демонтажа шин, вулканизаторов, шинных борторасширителей должно быть не менее одного узла, предотвращающего повышение давления в пневмоприводе.