Весь комплекс проведенных мероприятий должен найти отражение в программе маркетинговых мероприятий:
- обзор плана маркетинговых мероприятий — основные тезисы плана для беглого просмотра;
- Ф текущее состояние рынка - основная информация о рынке, товаре, конкурентах и распространении товара и услуги:
- угрозы и возможности — основные факторы, которые могут оказать влияние на реализацию товара, услуги;
- задачи и проблемы — задачи предприятия по товару, услуге, включая вопросы продаж, доли рынка, прибыли, а также проблемы, с которыми может столкнуться предприятие при выполнении этих задач;
- маркетинговая стратегия — общий маркетинговый подход, который будет использоваться для достижения запланированных целей;
- программы действий— определение, что, кем, когда будет сделано и сколько это будет стоить;
- бюджеты — предполагаемые доходы и расходы, которые позволяют дать предварительную финансовую оценку результатов выполнения плана;
- контроль — метод контроля выполнения плана.
Предприятия автосервиса должны уделять особое внимание формированию рациональной номенклатуры и ассортимента предоставляемых ими услуг. Для того чтобы у предприятия был потребитель, т.е. возможность удовлетворять потребность в оказании услуг, оно должно постоянно отслеживать вновь формирующиеся потребности и совершенствовать номенклатуру и ассортимент услуг.
Формирование номенклатуры и ассортимента услуг (продукции) предприятия СТОА — это подбор услуг и товаров, которые предприятие будет оказывать и предлагать на рынке. Если предприятие оказывает ограниченное число видов услуг (продукции), то оно подвергается производственному риску.
Расширяя номенклатуру и ассортимент, предприятие получает возможность компенсировать сокращение оказания услуг одного вида (например, потерявших свою актуальность) возможным ростом оказания услуг другого вида.
Структурой номенклатуры услуг называется состав однотипных видов оказываемых услуг.
Ширина номенклатуры услуг указывает на число и состав каждого отдельного вида услуг, которые оказывает предприятие автосервиса. Например, замена тормозных колодок может производиться предприятием только у автомобиля одной марки («ВАЗ») или автомобилей всех марок. Следовательно, ширина ассортимента — это результат реализации услуг. Обычно стремятся удовлетворить требования большой группы потребителей, предлагая им все услуги одного вида или одной группы, т.е. узкую номенклатуру услуг. Например, предприятие автосервиса оказывает услуги только по малярным и кузовным работам.
Полнота ассортимента услуг указывает на число вариантов, в которых данная услуга предлагается потребителю. Следовательно, полнота ассортимента — это результат разработки услуги. Полный ассортимент и номенклатура услуг означает возможность оказания услуги многими вариантами и способами, например ручная контактная мойка автомобиля или бесконтактная мойка.
По номенклатуре предлагаемых на рынок услуг ассортимент разделяют на основной, который представляет собой главную составную часть ассортимента и дает СТОА почти весь оборот капитала и прибыль, и дополнительный.
Для приспособления ассортимента к условиям на рынке предприятие может провести следующие мероприятия по формированию ассортимента: о расширение ассортимента — включение в производство дополнительных видов услуг и групп услуг; о предложение потребителю некоторых видов или групп услуг в различных вариантах. Например, СТОА предлагает услуги только по малярным и кузовным работам, но для различных марок автомобилей, с помощью различных красок и подготовительных материалов, что позволяет предприятию удовлетворить дифференцированный спрос на углубление ассортимента (дифференциация) - предприятие с глубоким ассортиментом расширяет возможности сбыта за счет индивидуальных, особых видов услуг, удовлетворяющих уникальные желания потребителей.
На формирование ассортимента и номенклатуры услуг значительное влияние оказывает рынок услуг, в котором функционирует СТОА.
Рынок услуг является одной из разновидностей товарного рынка, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики и подчиняющейся этим законам. Вместе с тем он имеет ряд специфических черт:
- высокая динамичность рыночных процессов, обусловленная характером спроса на услуги;
- территориальная сегментация, которая выражается в том, что формы предоставления услуг, спрос, условия функционирования предприятий зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком;
- локальный характер услуг, т.е. рынок услуг пространственно четко очерчен, в границах этого пространства формируются отличные от других, сходные между собой социально-экономические характеристики;
- высокая скорость оборота капитала, которая является следствием более короткого производственного цикла и выступает как одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг;
- высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, которая обусловлена невозможностью хранения, складирования и транспортирования услуг;
- наличие личного контакта производителя и потребителя в процессе оказания услуг;
- высокая степень дифференциации услуг, связанная с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на, услуги;
- неопределенность результата деятельности по оказанию услуги, поскольку окончательная оценка качества услуги возможна только после ее потребления.
Как свидетельствует практика, ассортимент услуг может быть сформирован различными методами в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимых услуг (продукта), целей и задач предприятия.
Планирование ассортимента — это воплощение уже имеющихся и (или) потенциальных технических и материальных возможностей услуги, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель занят не только созданием и производством услуг, но и формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.
При разработке ассортиментной (товарной) политики или определении необходимой номенклатуры услуг или товаров для действующего предприятия обязательным является проведение анализа ассортимента.
|