Такие линии используются в основном для ТО-1 и ТО-2. Исходной величиной, характеризующей поток периодического действия, является такт линии. Под тактом линии понимают интервал времени между двумя последовательно сходящими с линии автомобилями, прошедшими данный вид обслуживания. По аналогии с тактом поста такт линии: формула 1
Число рабочих на линии обслуживания: формула 2
Таким образом, формула 3.
Число постов линии (Хл) для данного вида обслуживания назначают исходя из содержания работ, их технологической последовательности, объема работ и возможной специализации постов по виду работ. Для этой
цели необходимо в первую очередь использовать операционно-технологические карты, составленные по агрегатам и системам и содержащие весь перечень операций по данному виду обслуживания. На основе этих карт ориентировочно группируют работы по намечаемому числу постов (табл.) с учетом специализации работ и необходимости их рационализации по последовательности выполнения, а также трудоемкости по постам. При этом последнюю необходимо сочетать с числом
исполнителей рабочих) на постах, учитывая необходимость наилучшего использования фронта работ. Общее число рабочих на линии обслуживания рекомендуется принимать не, менее 5 рабочих при ТО-1 и 7 рабочих при ТО-2.
Таблица. Примерное распределение работ по постам линий
Для расчета такта линии при установленном числе постой среднее число рабочих Рср на посту может быть назначено согласно рекомендациям. Кроме того, при расчете формулы 1 число Рср может быть назначено не только целым, но и дробным при условии, что произведение Хл*Рср будет выражено целым числом или очень близкой к нему величиной. Например, при Рср = 2,5 и Хл = 4, ХлРср=10 или Рср = 2,3 и Хл= 3, Хл*Рср=6,9 = 7.
Это объясняется тем, что рабочие на линии обслуживания могут быть распределены по постам в количестве, отличающемся от среднего значения и фактически равном целому числу и соответственно выполняемому на каждом посту объему работ. Но при этом должно быть сохранено условие равенства такта каждого поста такту линии.
Например для линии, состоящей из 3-х постов, формула 4
При использовании конвейера время передвижения автомобиля с поста на пост: формула 5
Значение Vк принимается по технической характеристике для выбранного типа конвейера. Для выпускаемых цепных продольных конвейеров Vк = 10 - 15 м/мин. Расстояние а в соответствии с ОНТП должно быть не менее 1,2 м -для автомобилей 1-катерерии, 1,5 м – II и III категорий и 2,0 м - IV категории.
Число линий обслуживания: формула 6
Так как формула 7, то число линий обслуживания формула 8.
Число линий обслуживания может быть определено также из возможной пропускной способности Nл одной линии: формула 9, 10
При расчете числа линий необходимо подбирать значение Рл так, чтобы отношение формула 11 было выражено целым числом или близким к нему, но не превышающим целого числа линий, так как в противном случае линия будет перегружена. Допускаемое отклонение может быть принято не более 0,08 в перерасчете на 1 линию. Если при расчете число линий не удовлетворяет указанным условиям, то следует произвести перерасчет такта линии, изменив значение Рл.
При организации процессов обслуживания на поточней линии периодического действия по окончании рабочего дня не должно, оставаться автомобилей. Это обусловливает необходимость ступенчатого графика прихода работающих на линию. Посты линии будут включаться в работу последовательно с интервалом времени, равным такту линии. При этом каждый пост будет работать в течение времени формула 12, а общая продолжительность работы линии увеличится на время формула 13.
При смешанном подвижном составе, имеющем различную трудоемкость ТО, когда производственная программа по каждому типу недостаточна для организации отдельных поточных линий, обслуживание различных групп подвижного состава, возможно, проводить и на одной линии в различные дни недели или часы суток (смены). При этом поточная линия по своему устройству и оборудованию должна удовлетворять требованиям каждого типа подвижного состава.
Производственные программы по ТО-1 и ТО-2 со временем могут изменяться в связи с совершенствованием режима ТО, изменением типажа и численности подвижного состава. Поэтому при проектировании предприятий линии ТО по возможности следует, разрабатывать технологически и конструктивно так, чтобы можно было проводить ТО-1 и ТО-2 на одной линии, но в разное время. Кроме того, унификация поточных линий позволяет более рационально использовать производственные площади и оборудование.
Приложение с формулами приводится здесь