Методы расчета цен весьма многообразны. Затратные методы ценообразования обеспечивают расчет конечной цены на услуги посредством прибавления к издержкам или себестоимости их производства какой-то конкретной величины. Среди этих методов наиболее распространены метод «издержки плюс», метод минимальных затрат, метод надбавки к цене, метод целевого ценообразования.
Метод «издержки плюс» предполагает расчет цены посредством прибавления к цене производства услуги фиксированной дополнительной величины — прибыли и активно используется при формировании цены услуг широкого круга отраслевых групп и видов (парикмахерские, строительно-монтажные и др.). Главная сложность его применения связана с определением добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все зависит от вида отрасли, сезона, состояния конкуренции на рынке. Кроме того, добавленная к себестоимости товара, услуги, сумма может устраивать продавца, но не покупателя.
Многие предприятия устанавливают относительно высокую первоначальную цену на продвигаемую ими новую услугу, чтобы быстрее окупить расходы на ее разработку и внедрение. Однако по мере наращивания объемов реализации услуги происходит снижение цены, так как прибыль обеспечивается за счет увеличения объема реализации и необходимо обеспечить и удержать конкурентное преимущество.
Метод минимальных затрат предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретной услуги, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и реализацию. Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат.
Реализация услуг по цене, рассчитанной по такому методу, эффективна: о на стадии насыщения, когда объемы реализации не увеличиваются и предприятие ставит своей целью сохранить объем реализации услуги на определенном уровне; О при проведении кампании
по внедрению новой услуги на рынок, когда следует ожидать значительного увеличения объемов ее реализации вследствие предложения по низким ценам. Хорошие результаты достигаются, если при этом существенно увеличится число потребителей, что даже при низкой цене даст достаточную прибыль за счет масштабов реализации.
При неумелом использовании этого метода предприятию грозят убытки. Несмотря на низкую цену, потребитель может отказаться от услуги. Поэтому очень важно установить цену на уровне, обеспечивающем определенную прибыль для предприятия (чуть выше предельных затрат), умело сочетать целевую прибыль с формированием условий для принятия данной цены целевым рынком.
Метод надбавки к цене связан с использованием формулы, учитывающей коэффициент добавочной стоимости:
Ц=С(1+Ки),
где Ц— планируемая цена на услугу, руб.; С —себестоимость оказания услуги, руб.; Ки — повышающий коэффициент.
Указанный коэффициент определяется как частное от деления общей суммы прибыли от реализации по другим услугам на их полную себестоимость или общей суммы прибыли от реализации услуг на полученную выручку от реализации услуг.
Метод целевого ценообразования, или метод определения целевой цены, или метод определения цены в соответствии с целевой прибылью, используется для расчета себестоимости единицы продукции с учетом объема продаж, который обеспечивает получение намеченной прибыли. Если
себестоимость трансформируется из-за уменьшения или увеличения загрузки производственных мощностей и объемов реализации, применяют показатели степени загрузки производственных мощностей с учетом влияния конъюнктуры и других факторов, после чего определяют цену реализации за единицу услуги (продукции), которая при этих условиях обеспечит целевую прибыль. Но при этом методе цена подсчитывается исходя из интересов производителя и не учитывается отношение потребителя к рассчитываемой цене.