Техцентр должен производить благоприятное впечатление на клиентов.
Рынок автосервиса расширяется с каждым днем и потребители уже могут выбирать между сервисными станциями.
Впервые прибывший клиент оценивает прежде всего удобство подъезда, наличие четко обозначенной указателями стоянки и ее минимальную удаленность от приемной зоны техцентра. Чистота, обозримость и некоторый шик уже на подходе к предприятию обычно отмечаются клиентами.
Оказавшись в приемной зоне, клиент уже чувствует доброжелательность или некомфортную атмосферу.
При проектировании новых помещений для техцентров уделяется достаточно времени для исчерпывающих исследований, так как такое проектирование и строительство для большинства фирм случается раз в жизни. Неудачные конструктивные, архитектурные и оформительские решения могут иметь длительные негативные последствия.
При проектировании необходимо учитывать, что компоновка техцентра должна предусматривать идеальную приспособленность к функционированию, экономическую окупаемость капиталовложений, удовлетворение требований заказчиков.
Приспособленность к функционированию подразумевает выполнение работ в надлежащих помещениях.
Ориентация на заказчика означает, что помещения и их оборудование должны:
производить на заказчика благоприятное впечатление;
быть "светлыми и воздушными";
привлекать заказчиков, вызывая у них желание снова их посетить.
При архитектурной реализации этих целей нужно учитывать следующие обстоятельства:
застройку города и окрестностей;
наилучшее выполнение эксплуатационных функций;
общую компоновку и архитектурное решение интерьера;
строительные нормативы, установленные для данной местности в согласованном плане районной планировки;
расходы на строительство и рациональность эксплуатации, включая экономическую окупаемость капиталовложений;
размещение элементов идентификации фирмы;
установленные законом требования по охране окружающей среды.
Привлекательные здания, интерьер, удобные рабочие места, комфортные социальные помещения — это весьма ценные "основные средства", серьезные факторы для привлечения кадров и клиентов. Хорошие помещения и энергичная маркетинговая политика способствуют успешному бизнесу.
Помещения должны рассматриваться с точки зрения и заказчиков, и служащих, и управленцев.
Многие выбирают техцентр из-за более удобного расположения. Идеальное расположение сервиса, по мнению клиентов — либо близко от их дома, либо от работы. Важно, чтобы общественным транспортом можно было легко добраться от него домой и до него за получением отремонтированной машины. Возле крупных торговых центров сервисные мастерские удобны для таких работ, которые можно выполнить, пока клиент ходит за многочисленными покупками, т. е. в течение 1—2 часов.
Заказчикам нужно, чтобы здание было удобно расположено, легко доступно для въезда с улицы и выезда, имело легкий доступ в демзал, к приемщику сервисной службы, к прилавку, торгующему запасными частями, к кассе, имело комфортабельный зал ожидания, бар или кафе.
Сотрудникам требуется комфортное окружение, где они могли бы с удовольствием работать. Из каждого подразделения должно быть легко попасть в другое, чтобы работа шла в тесном сотрудничестве.
Управленцам необходимы помещения, из которых можно наблюдать и контролировать производственные операции.
Размеры здания и помещений определяются с учетом прогнозируемых масштабов деятельности каждой службы. Учитываются следующие составляющие проекта:
парк машин в районе деятельности;
требуемое количество постов для общего обслуживания и ремонта может быть рассчитано по приведенной далее методике;
количество мест в кузовном и красильном цехе выбирается с учетом оценки потребностей бизнеса;
количество производственных рабочих таких как механики, электрики, жестянщики, маляры и помощники, определяется по приведенной далее методике и уточняется в зависимости от обстоятельств бизнеса;
количество непроизводственного персонала, как, например, управляющие, бригадиры, приемщики, диспетчеры, клерки, разнорабочие выбирается также в зависимости от обстоятельств и количества производственного персонала;
необходимые помещения: зал ожидания, офис, подсобные помещения и помещения для персонала, подсобные помещения (зарядной, компрессорной, ремонт агрегатов, осмотра машин и т. п.), помещения для служащих — раздевалка, туалеты, душевая, зал для обедов и т. д.;
территория незастроенная для новых и подержанных машин, паркинга для машин служащих и клиентов, демонстрационный открытый участок, резерв для маневров при въезде и выезде;
резерв территории для развития.
Например, компания Bosch рекомендует следующие размеры зданий:
Малый сервис: мастерская от 10x15 м; полезная площадь (магазин, приемка, комната отдыха, склад, вспомогательные помещения) от 5x25 м.
Общая площадь: 250 м2. Допускается меньшая площадь, но с обязательным наличием двух (для сервиса с гарантией — четырех) рабочих мест (постов — 3,75x5,0 м) для а/м.
Средний сервис: мастерская от 12,5x15 м; полезная площадь от 7,5x25 м. Общая площадь — 375 м2.
Крупный сервис: мастерская от 10x30 м; полезная площадь от 20x22,5 м. Общая площадь — 750 м2.
При проектировании учитываются перспективы развития в течение 10 лет.
Территория
Наиболее важным параметром является размер участка — стараются приобретать как можно больший, с учетом перспектив развития бизнеса. Обычные требования — на каждый пост по обслуживанию необходимо 100 м2 всех помещений, 100 м2 территории плюс 100 м2 резервной территории. Размер участка и требования в отношении площади нужно тщательно изучить, ибо эти данные важны для проектирования и инвестиций.
Базой для расчетов в проекте являются показатели сбыта и техобслуживания:
количество ремонтов в день;
оборот по продаже запчастей через сервис и магазин в год;
в том числе продажа запчастей из магазина (в %);
количество жителей в месте деятельности техцентра. На основании этих номинальных данных можно подсчитать требуемую площадь для отдельных участков техцентра .
Весьма важно оценить перспективы развития для того, чтобы в случае необходимости расширения цехов, имелись достаточные запасные площади.
Общая площадь участка земли, необходимого для строительства, состоит из суммы площадей необходимых подразделений автосервиса. Площадь здания и полезная площадь территории (паркинг, площадь маневрирования автотранспорта, площадь перед въездом-выездом, площадь для особого использования) должны иметь возможность развития.
Рекомендуется отношение 1/5 к 4/5 между площадью здания и свободной территорией. Возможность лучшего экономического развития — у квадратной или прямоугольной форм земельного участка. При этом идеальный размер земельного участка 50x60 м.
Расположение участка влияет в значительной степени на результат коммерческой деятельности. Выбирая земельный участок, нужно иметь в виду следующие критерии.
При выборе места для строительства нового здания для дилерской фирмы учитывают пять основных аспектов — место, условия, конфигурация, размеры, расходы.
Учитывают также:
различные ограничения, действующие в районе, — на строительство, на копание, на ограждение и т. д.;
план развития жилого района, торгового района, делового района, план возможных перепланировок участков и т. д.;
план строительства новых дорог и изменений в регулировании движения потоков транспорта;
рекомендации фирм по недвижимости, городских проектировщиков и архитекторов, юристов и т. д.
участок желателен ровный или с небольшим уклоном (от 1 Д° 2%), чтобы не требовалась дорогостоящее перемещение земли при планировке;
участки на склоне или же неровные участки требуют повышенных сумм на финансирование подготовки территории (подготовительные работы, планировка площади бульдозером, отвоз грунта, подпорные стенки, подземные гаражи и т. д.);
желательно твердое основание, т. е. уплотненный грунт среднего, даже хорошего качества.
Расходы. В городах часто вообще не бывает земельных участков требуемых размеров, которые пригодны для строительства техцентров, а если имеются, то высокие цены намного увеличивают затраты. При выборе подходящего земельного участка цена играет, конечно, важную роль, однако нельзя забывать о критерии "расположения" и "пригодности" участка.
Весьма важным фактором являются расходы по строительной подготовке. Речь идет, как правило, о расходах по:
сооружению дорог (подъездных путей и стоянок),
сооружению санитарно-технических устройств (канализации, присоединений к водопроводной сети, электрических вводов, магистральной линии для развода отопления, освещения подъездных путей и т. п.).
В ограждении территории предприятия, в котором предусмотрено 10 и более постов или хранение 50 и более автомобилей, следует предусматривать не менее двух въездов (выездов). Для предприятий с меньшим количеством постов или мест хранения автомобилей допускается устройство одного въезда на территорию. Проем ворот в ограде должен быть не менее 4,5x4,5 м.
Ворота основного въезда на территорию предприятия следует размещать с отступом от "красной линии" на расстояние не менее наиболее длинной модели подвижного соста-Ва, включая автопоезда.
Перед воротами основного въезда на территорию предприятия следует предусматривать накопительную площадку вместимостью не менее 10% от максимального часового количества подвижного состава, прибывающего в предприятие.
При расположении территории предприятия на земельном участке, ограниченном двумя проездами общего пользования, ворота основного въезда следует размещать со стороны проезда с наименьшей интенсивностью движения автотранспорта,
Въезд на территорию предприятия должен предшествовать выезду, считая по направлению движения по проезду общего пользования.
На территории предприятия с количеством 10 и более постов или 50 и более мест хранения автомобилей движение автотранспорта предусматривать в одном направлении без встречных и пересекающихся потоков.
На территории предприятия, независимо от его мощности, допускаются встречные и пересекающиеся движения автотранспорта при их интенсивности не более 5 автомобилей в час.
Производственные комплексы
В проекте на строительство должны быть отражены мероприятия по охране труда, а также санитарно-гигиенические условия труда с указанием ожидаемых уровней воздействия на работающих вредных производственных факторов, методов контроля за их воздействием и мер по защите работающих, в том числе решения по нормализации параметров микроклимата и освещенности рабочих мест, снижению уровней производственных шумов и вибраций, загазованности и запыленности помещений, электромагнитных излучений, электростатического поля и т. д.
Техцентр состоит, как правило, из следующих рабочих комплексов:
помещение для приемки автомобилей в ремонт и их последующей выдачи;
комплекс для техобслуживания (цех общего ремонта, кузовной и малярный цеха);
склад запчастей;
секция продажи запчастей и принадлежностей;
кабинеты руководства и служащих;
санитарно-технические устройства и подсобные помещения.
Цель проектирования — функциональное согласование всех сфер деятельности центра. Эту задачу решают при помощи концепции "интегрированных рабочих комплексов", согласно которой все виды деятельности техцентра — продажа автомобилей, сервисная мастерская, продажа запчастей и принадлежностей взаимосвязаны по так называемой "трехточечной системе".