Можно выделить несколько факторов, которыми непосредственно руководствуется
предприятие автосервиса при выборе способа ценообразования на свои услуги (продукцию). Фактор ценности. Каждая услуга автосервиса способна в определенной степени удовлетворить потребности клиентов. Для согласования цены и полезности услуги можно: придать услуге большую ценность в глазах потребителя посредством рекламы, указывая на ее ценность, полезность и необходимость, скорректировать цену так, чтобы она отвечала истинной ценности услуги.
Фактор затрат.
Затраты и прибыль составляют минимальную цену услуги. Самый простой способ образования цены: к известным издержкам и расходам прибавить приемлемую норму прибыли. Однако даже если цена только покрывает расходы, нет гарантии, что услуга будет востребована потребителем. Некоторые предприятия становятся банкротами из-за того, что
рынок оценивает их услуги ниже, чем стоят их производство и оказание.
Фактор конкуренции. Можно спровоцировать всплеск конкуренции, назначив высокую цену на услугу, или устранить ее, назначив минимальную. Если услуга требует особой технологии производства или производство ее очень сложное, то низкие цены не привлекут к ней конкурентов, но высокие цены" подскажут им новое направление деятельности.
Фактор стимулирования сбыта. В цену услуги включается наценка, окупающая мероприятия по стимулированию рынка. При выводе новой услуги на рынок реклама должна перейти порог восприятия, прежде чем потребители узнают о ней.
Фактор общественного мнения. Обычно у потребителей имеется определенное представление о цене услуги. Приобретая услугу, они ориентируются на некоторые границы цен (ценовой радиус), определяющие, по какой цене они готовы воспользоваться данной услугой.
Предприятие должно либо не выходить за границы цен на свои услуги, либо объяснить, почему цена на эту конкретную услугу выходит за рамки существующих на рынке границ (и не важно, в какую сторону — уменьшения или увеличения).
Например, можно утверждать, что услуга удовлетворяет какие-то специфические, особенные потребности, обладает качеством, которым не обладают аналогичные услуги предприятий конкурентов. Соответственно если цена на услугу воспринимается потребителями положительно, то цену можно повышать, если
преимущества данной услуги не так очевидны, следует прибегнуть к дополнительной рекламе.
Фактор обслуживания.
Обслуживание в сфере сервиса в целом, в частности в автосервисе, является частью процесса производства и оказания услуги. Как правило, обслуживание' влияет на положительное или отрицательное восприятие потребителей услуг предприятия. Обычно расходы, связанные с . обслуживанием, входят в цену услуги, хотя сложно разделить сам процесс производства услуги и процесс по обслуживанию клиента.
Перед тем как определить и использовать тот или иной метод ценообразования, предприятию необходимо сформулировать цели ценовой политики, например обеспечение существования предприятия на рынках, максимизация прибыли, максимальное увеличение объема реализации услуг, оптимальное увеличение объема реализации услуг.
На разных этапах предприятие автосервиса может отдавать приоритеты различным целям ценовой политики, что во многом зависит от ценовой стратегии, которая используется предприятием в настоящий момент времени или будет использоваться в ближайшем. На практике используются следующие ценовые стратегии1:
При выборе ценовой стратегии необходимо провести анализ используемых предприятием цен на оказываемые услуги и/или реализацию запасных частей, эксплуатационных материалов, оборудования.
Следовательно, ценовая политика требует совершенствования и существующие цены дают запас на разработку гибкой системы скидок для пользователей услуг.
Для принятия своевременного решения относительно ценообразования необходима достоверная информация о ходе реализации услуг конкурентов по следующим показателям: